|
Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.
Выпуск четвёртый
Рецензии
Есть критики, считающие произведение автора эпиграфом к своей рецензии.
Станислав Ежи Лец
Ксения Тилло
«КОД ДА ВИНЧИ»: МОЖЕТ ЛИ БЕСТСЕЛЛЕР ПОВЛИЯТЬ НА МЕНТАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА?
Существуют две истории:
история официальная, которую преподают в школе, и история секретная, в которой скрыты истинные причины событий.
Оноре де Бальзак
Тягостное впечатление. Фильм поставлен по одноименной книге, бестселлеру Дэна Брауна, журналиста и писателя.
Но если в книге детективное действие разворачивается вокруг Идеи – злонамеренного стремления католической церкви уничтожить потомков Иисуса Христа, живущих по сию пору во Франции, в фильме – все наоборот.
Мы видим «крутой» детектив, в котором изобилуют погони, перестрелки, таинственные злоумышленники, плетущие сеть интриг. Здесь они всего лишь Идею обрамляют: потомки Христа в постоянной опасности – они представляют прямую угрозу католической церкви, поскольку сам факт их существования развеивает двухтысячелетний флер божественной, неземной сущности Христа, а, стало быть, его Воскрешения. То есть никакого Чуда не было, и два тысячелетия поклонения Чуду – обман, и, стало быть, Ватикан теряет свои мировые лидирующие позиции. В канве фильма явно превалирует Дэн Браун-журналист над литератором.
При чтении его одноименной книги первая мысль – все это уже где-то встречалось, мы имеем ввиду саму Идею (детективная часть, само собой, встречается повседневно, ныне это самый излюбленный жанр массового чтива).
И в самом деле – Дэн Браун, похоже, от корки до корки изучил серьезное исследование 70-х годов «Священная загадка» М. Байджента, Р. Лея и Г. Линкольна (еще десятилетие назад переведенное на русский язык). Библиография этой книги составляет более трехсот академических источников и примерно столько же разъяснений в комментариях.
Хорошую службу сослужили Брауну, по-видимому, также книга Роббера Амбелена «Драмы и секретные истории» (Париж, 1981) и книги «Цари Грааля и потомки Адама и Евы», равно «Чаша Грааля и потомки Иисуса Христа» Лоренса Гарднера, написанные на основе изучения древних манускриптов, апокрифов и уникальных архивных документов.
Идея перечисленных книг – отнюдь не желание опровергнуть божественное начало Иисуса Христа, а взвешенная аргументированная попытка доказать, что существующие поныне потомки Спасителя – наследники древней Галльской династической линии Меровингов и, соответственно, злокозненные обстоятельства, сопутствующие их биографиям, – результат сопротивления тому, чтобы во Франции появился законный Монарх из этой династии.
Книги захватывают суммой аргументов, свидетельствующих о человеческой сущности Христа, он «Сын Человеческий», - но разве не все человеки суть Божьи создания и дети Его?
Дэн Браун в своей книге мало что использовал из этой увлекательной аргументации, во многом основанной и на книгах историка и писателя первого века нашей эры Иосифа Флавия «Иудейская война» и «Иудейские древности». Из них мы узнаем – как версию – что, возможно, Христос сам участвовал в обороне Иерусалимского храма в войне с Римом в 69-70 годах нашей эры. И что отец его был зелотом, то есть последовательным борцом за освобождение от римского ига, равно как и два брата его, Яков и Симон: как версия – именно они были распяты вместе с Иисусом под видом разбойников, зелотов, то есть «отщепенцев», а зелоты – мощная политическая партия, которая добивалась освобождения от римского владычества, равно и от Храмовых первосвященников иудеев, во всем покорных Риму.
Мы узнаем, что Христос был «царем, который не царствовал», поскольку был прямым потомком царей Давида и Соломона, так что таблица, прибитая на навершии креста, «Царь Иудейский» - отнюдь не свидетельство жестокой римской иронии, а признание факта: вот за что распят этот человек, ибо он – прямая угроза Риму.
И, наконец, о потомках: уточняется год рождения Христа и его статус: к моменту распятия ему 37 лет. Высокообразованный отпрыск царственного рода принадлежал к аристократии Иерусалима, и был женат династическим браком на Марии Магдалине, из царственного же рода колена Вениаминова. Объединившись, они укрепляли партию, которая боролась с Римом, поскольку такой брак вел к единению иудейской просвещенной аристократии.
После распятия, окутанного загадками (см. «Апокрифическую повесть», «ГС» №3), дети Христа и Магдалины – дочь Фамарь, что означает «Пальма», Иисус второй (Праведный), который впоследствии побывал в Риме, и Иосиф, вместе с матерью и родственником, Иосифом Аримафейским, бежали морем в Галлию и остановились в Марселе. По некоторым источникам, в 45 году нашей эры Христос короткое время пребывал с ними, потом вернулся в Рим и следы его теряются в Индии или Тибете.
Тщетно упоминать все эти увлекательные «за» и «против» человеческого начала Христа (например: поскольку его везде именуют Равви, то есть «Учитель», он просто не мог быть не женат, ибо иудейский закон неженатому человеку запрещал «учить», и более того, целибат почитал за смертный грех). Тщетно оттого, что самого Дэна Брауна они, похоже, ничуть не увлекли и он лишь поверхностно использовал почерпнутые сведения, чтобы создать «ядро», вокруг которого раскручивается детективно-полицейское действо.
В книге «Код да Винчи» эти «следы сведений» еще играют известную роль, чем и привлекают читателя – не любителя детективов.
Фильм же – навязчиво повествует о хитросплетениях тайных сообществ, единственная цель которых – уничтожить потомков Иисуса. Почему – остается лишь догадываться. Мотив желания восстановить в правах династию Меровингов, что как-то проглядывает в книге, теряется в фильме за перестрелками, кознями и погонями.
Обидно, что столь глубоко теологическая, а скорей даже философская, тема так лихо использована лишь как повод для очередного «улетного» детектива.
Но вот – размышление: слышно было, что наше духовенство с настороженностью отнеслось к публичному показу фильма.
Почему? Ведь речь, как будто, идет о злонамеренных «интригах» именно католической, а не православной церкви. Или смысл – иной? Не было, де, божественного начала Спасителя, стало быть, не было Воскрешения, а, значит, – и не было Чуда, лежащего в основе любой Веры?
Но разве сам человек, тем более – «Сын Человеческий» – не есть венец творения, и величайшее из всех чудес? А если этот «Сын Человеческий» обладает еще не только даром целителя, но и столь могучим интеллектом, что сумел прозреть и предугадать одряхление и будущее падение Рима в результате обреченности его идеологии, а отсюда – не только своевременность, но и необходимость нового Учения, основанного не на насилии над Личностью, а на укреплении внутренних сил человека и наилучших его побуждениях, разве же это не Чудо?
И разве не Чудо, что «Сын Человеческий» преподал человечеству на две тысячи лет вперед столь мощное Учение, что на нем, как на нерушимом стержне, до сих пор держится значительная часть мира?
Да, он сказал и такое: «Я принес вам не мир, но меч». Но ведь он был убежденным противником и борцом с римским игом – многие члены его семьи погибли на крестах. И опять же – разве не могло это относиться к прозрению его необычного интеллекта: что сотворят человеки, вооружась Учением о добре и об уважении всех верований друг к другу, и во имя человеками придуманных догм прольют моря крови? И разве такое прозрение – не Чудо?
Вера и религия – неравнозначны. Вера – от Всевышней Силы. Религия, свод догм и ритуалов, – сотворена человеком. Практически все ветви христианства преуспели в том, чтобы превратить то, что сопутствует Вере, в источник политической власти и доходов. И в основе всего этого – Чудо Воскрешения, а не Чудо пророческого прозрения именно «Сына Человеческого». Так что настороженность служителей и приверженцев самых разных конфессий – вполне объяснима…
Ссылки по теме:
|