Литературно-художественный альманах

Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.

"Слово к читателю" Выпуск первый, 2005г.


 

Выпуск четвёртый

Рецензии

 Есть критики, считающие произведение автора эпиграфом к своей рецензии.

 Станислав Ежи Лец

Олег Курзанцев

«НА ДОБРЫЙ ВСПОМИН…»

(о новой книге Александра Лейфера)

Недавно на глаза случайно попалась книжка с портретом пожилого человека на обложке. Простое русское лицо, пытливый взгляд под круто изломанными бровями... Спросил знакомую, в доме которой и увидел эту книжицу – кто это? «Исследователь Омской области», - ответила она.

Александр Лейфер раскрывает нам интереснейший жизненный путь, не побоюсь этого слова – поистине великого подвижника русской культуры.

Трудно представить гигантскую работу, которая была стержнем жизни Палашенкова. Он вмещал в себе одном археолога, этнографа, музейщика. Одним словом, - он был Созидателем. По своей природе. «Собиратель земли смоленской», - так назвал его К. Федин. И, несмотря на это, ему пришлось Смоленск покинуть – ввязался в «нехорошую» историю: хотел помешать строительству нового здания то ли управления милиции, то ли тюрьмы, из стройматериалов смоленского Кремля. А ведь Палашенков еще был и Спасателем. Он хотел смоленский Кремль спасти. Стояли двадцатые годы. Пришлось покинуть Смоленск и музей, который он там создал, и уехать в Томск, потом – в Омск (предварительно пройдя через ГУЛАГ, как потом выясняется из его письма).

Мало кто знает, что он спасал и тобольский Кремль, уникальный в Зауралье. В 1938-1940гг. детально описал находившееся в запустении здание. Попутно – ибо он был и Искателем, нашел на Тобольском Завальном кладбище могилы Муравьева, Вольфа, Барятинского, Кюхельбекера…

Так, Кремль в городе Тобольске (Омская область) был принят под особую охрану и попал под реставрацию за два года до войны.

Ну, а будучи уже заворожен Тобольском, как было не спасти от сноса Дом Ершова, автора «Конька-Горбунка» - правда, это было много позже…

В Омске Палашенков, конечно же, тоже «создал» музей – с 1943 года был его директором. Бесценны записки посетителей в особой тетради военной поры…

Он был Музейщик. За семь лет, с 1950 по 1957гг., открыл несколько филиалов своего музея. Особо интересно кажется то, что к 150-летию смерти А.Н. Радищева рвением Палашенкова была установлена мемориальная доска и заложен памятник в селах Копьево и Артын.

Он был членом Географического Общества – заместителем председателя Омского отдела, открытого, собственно, тоже его стараниями.

А еще он был дружен с внуком Достоевского, инженером Андреем Федоровичем. Поддерживал связи с семипалатинском и с тамошним музеем Достоевского. В 1962г., когда там ремонтировали Дом Достоевского и выбросили весь деревянный декор с окон под предлогом «мы лучше сделаем», одну половину ставни увез домой. «Некоторые не чувствуют аромата прошлого, надо их приучить тонко воспринимать историю», – его изречение.

Он – аромат времени чувствовал. Он был радетелем за сохранение связи времен и связи людей во времени.

Он был беспокойным человеком, А.Ф. Палашенков, и за это «власти», если не наказывали, то и не поощряли, говорили о нем «сквозь зубы». А. Лейферу удалось деликатно и с глубоким сочувствием, не скрывая своего восхищения, написать об этом удивительно полифоничном человеке.

Читатель уже с Палашенковым сроднился и потому с радостью читает, что в 1989 году на домике его по улице Успенской установлена мемориальная доска, а в 1993-м краеведческий музей возобновил после многолетнего перерыва выход своих «Известий», причем первый выпуск (№2) «посвящается светлой памяти историка-краеведа Андрея Федоровича Палашенкова» и публикуется с его большой фотографией.

Писатель Виктор Григорьевич Утков, которого А. Лейфер считает своим учителем, сказал о Палашенкове, что такие подвижники – это «люди, принадлежащие, не только берегам Иртыша, а тому всемирному движению человечества вперед, к счастью, которое и осуществляется отдельными личностями».

А. Лейфер бережно, тонко, с истинной любовью сумел доказать, сколь достоин почитания этот удивительный Палашенков, который и в ГУЛАГе побывал, и в истории культуры Смоленщины и Сибири оставил незабываемый след. Былые же его недруги оставили – свой, недостойный «доброго вспомина»….

Кемерово,

июнь 2006г.