Литературно-художественный альманах

Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.

"Слово к читателю" Выпуск первый, 2005г.


 

Выпуск пятый

К 55-летию Никиты Данилова

Только истинные таланты зреют и мужают с летами...

Виссарион Григорьевич Белинский

Елена Логиновская

ЧИСТОЕ ЗОЛОТО ПОЭЗИИ

Поэт Никита Данилов увидел свет в день Вознесения Господня, 7 апреля / 25 марта 1952 года, в селе Мушеница, что на северо-востоке Румынии. Родился он в старинной крестьянской семье, сохранившей фольклорное наследие и книжные традиции русских староверов, липован. В 1960 году Никита начал говорить по-румынски, а через несколько лет – писать на этом языке стихи.

В 1980 году выходит первый поэтический сборник Никиты Данилова, «Картезианские колодцы», награждённый премией за дебют Союза писателей Румынии. Новый век и новое тысячелетие поэт встречает девятой по счету книгой стихов. Последующие годы приносят ему ряд новых поэтических сборников, в том числе на английском, французском, русском языках. К поэзии добавляется проза: в 2002 году выходит сборник его рассказов «Жена Ганса», затем романы: «Стопы» (2004), «Маша и инопланетянин» (2005). Оригинальность стиля, актуальность тематики и неустанное обращение к вечным проблемам, «последним вопросам» бытия предвещают Никите Данилову широкую известность в читающем мире, славу прозаика. Но при этом он остаётся прежде всего поэтом – одним из самых ярких, вдохновенных – и читаемых – поэтов Румынии.

Насыщенность содержания и яркое своеобразие стиля поражают читателя и в его стихах. Золотое сечение подлинно художественного произведения возникает здесь на скрещении линий, идущих от самого страстного порыва чувства до самого глубокого отчаяния. Ищущая, напряженная мысль определяет обращение к символике, своеобразно окрашивающей его основной приём: повсеместную, глубоко содержательную метафору. Но язык Данилова – это и слово-предмет, и слово-мысль, всегда пронизанное, однако, чувством и овеянное музыкой звука и ритма. Его лирический дискурсобразы, картины и сцены – воссоздаёт странный, загадочный и чарующий художественный мир, в котором повседневное погружено в трансцендентальное, трагедия вчерашнего – и сегодняшнего – села в его легендарное прошлое, а отчуждённый город – в раму вечно прекрасной природы. Здесь звучат пространства и говорят предметы. Здесь и правда чувства, и торжество буйной творческой фантазии. И в основе всего, неизменно – традиция высокой, классической – в том числе и русской – поэзии, рождающая новую, поистине современную форму.

Отсюда впечатление красоты – и совершенства – каждого стихотворения, каждой поэмы Никиты Данилова, будь они написаны рифмованным или белым стихом. Остаётся лишь пожалеть, что произведения эти не написаны прямо по-русски и – попытаться передать в переводе хотя бы их подобие. Или – прообраз?