На правах рекламы:

• Современный безмасляный поршневой компрессор (серия VN) обеспечивает производительность от 420 до 1500 нм3/час.

Литературно-художественный альманах

Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.

"Слово к читателю" Выпуск первый, 2005г.


 

Выпуск пятый

Сибирь - Казахстан

Уважение к языку и культуре других народов – наипервейшее условие согласия в любом многонациональном обществе.

Али Апшерони

ПИЩА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА – СИЛА, КОНЬ – КРЫЛЬЯ!

Из сказов деда Жумахана

Так гласит старая поговорка казахского народа. Человек, который столетиями привык к таким поговоркам, как: «Не умеющего ценить коня, пешком научит ходить нужда» или «От смерти конь не унесёт, но от беды всегда спасёт», – такой человек с рождения до самой смерти неразрывно связан с верным другом – конём.

Издавна в казахских степях конь был неизменным участником традиционных обрядов и игр. Многие из них сохранились по сей день.

В ауле родился мальчик. – Путешественники, побывавшие в Казахстане в прошлые века, описывали интересный обычай. Новорожденному мальчику «посвящали» жеребёнка от лучшей кобылицы – бок о бок росли маленький джигит и будущий славный конь.

По старым традициям трёхлетнего мальчика впервые сажали в седло и устраивали праздник. Расходы получались большие, так что сыновья бедняков садились на коня впервые лишь в четыре-пять лет. К этому времени родители еле успевали «оправиться» после праздника рождения.

В назначенный для обряда день кололи скот и звали гостей. Женщины приносили с собой курт (сушёный овечий сыр) и иремшик (творог), которые бросали в переднюю часть юрты, приговаривая «Той тойга улассын», что в несколько вольном переводе означает: «Да чередуются у вас праздник за праздником».

Торжество начиналось с байги (конное состязание, борьба и «айтыс» певцов), после которой женщины брали будущего наездника из рук родителей и передавали почтенному старцу, а тот подсаживал его в седло к самому лихому джигиту аула. Джигит вёз мальчика по селению, и все дарили ребёнку, кто что мог: коня, подпругу, узду или детское седло.

Чудо как хорошо устроено казахское детское седло! У него высокие луки, которые надежно подпирают ребенка сзади и спереди. Каждая лука раздвоена, а на концах – отверстия, в которые, как в детских качелях, продеты палочки – они удерживают маленького наездника с боков. Вместо стремян к ленчикам прикреплены глубокие и широкие мешочки. В них опускаются ножки джигита-новичка. На седле – мягкая подушка, чтобы ему удобно было сидеть.

Такое детское седло – маленькое произведение искусства, которое усовершенствовалось веками. Подушка, чепрак, мешки для ног – всё расшито шелками и шерстяной нитью, всё радует взор.

Удалая байга. – Но вот подрос маленький джигит. Ему уже девять лет – он участвует в первой своей байге. Никогда не забудет он этого красочного праздника! Чуть не за месяц разосланы гонцы с приглашениями в соседние аулы, со всех сторон везут большие котлы для варки мяса, подносы, ковры. Назначают призы. В старые времена первым призом считались две «жамбы», то есть два слитка серебра, каждый весом в 600 граммов. Теперь же на байге призёр может получить самого лучшего коня!

Байга – праздник, который и сейчас приносит много радости жителям Казахстана. Истинно народная сущность его не изменилась – она создана веками. Кони проходят 25-30 верст – в одну сторону идут рысью, а обратно – в полный карьер. Кто наездники? Наш маленький джигит и его сверстники, мальчики девяти-двенадцати лет. Попутно народ с увлечением следит за борьбой пеших и конных борцов-палуанов (старинное слово «пегельван»). Победителем считается тот, кому удалось уложить противника. Если же борьба ведётся верхом, – побежденного полагается свалить с коня и утащить из круга.

На байгу съезжаются известные акыны, народные певцы и певицы, – их состязание (айтыс) становится одним из лучших украшений праздника.

Конь, победивший в байге, пользуется особым почетом. В его честь акыны слагают песни:

Скакун, ты потешил сердце хозяина,

Принёс ты ему бессмертие победы.

Прекрасен ты видом и полон достоинств без числа,

И нет той цены, что тебя была бы достойна.

Скакун, мой скакун с шёлковой уздечкой,

В табуне десятитысячном был бы ты лучшим!

Лихой кокпар. – Быстро бегут годы и маленький джигит превратился в юношу. Теперь он может участвовать в конной игре кокпар. Для этой игры нужны не только резвые кони и удалые наездники. Нужен еще один участник – козёл.

Двум конникам предстоит помериться силой: чья возьмет, кому удастся перетянуть на свою сторону козла или заменяющую его козлиную шкуру. Победитель мчится с добычей во весь опор, а остальные джигиты его догоняют, чтобы добычу отнять. Победитель бросает шкуру козла к ногам уважаемого аксакала, почтенного гостя или любимой девушки и получает взамен подарок. Этот подарок победитель может снова пустить в игру, обратив в эстафету вместо козлиной шкуры, и игра продолжается – это «киши кокпар» (малый кокпар).

Не только в кокпаре мог проявить своё мастерство юный наездник. Совершенствуясь день ото дня в верховой езде, он побеждал в игре «тенге алу» (доставание монет с земли): на полном скаку нужно было откопать и поднять с земли узелок с завязанными монетами. Он мог участвовать в стрельбе из лука: не слезая с коня и удивляя сородичей ловкостью, на полном скаку cбить стрелой высоко подвешенный слиток серебра – «жамбы».

Право на поцелуй… – Но вот наш джигит впервые ощутил чары луноликой сверстницы, – к её ногам он складывает добычу, выигранную в кокпаре.

Юноша узнаёт, что его избранница участвует в конной игре «кыз куу», что означает «погоня за девушкой». Он включается в игру и сперва сам догоняет девушку на небольшом расстоянии, а на обратном пути спасается от её погони. Или же наоборот, – сперва девушка догоняет джигита, а потом он её. Но столь ли важно, кто кого станет догонять первым? Важно то, что, догнав девушку, победитель приобретает право на поцелуй! Она же, догнав всадника, хлещет его камчой, и немало требуется выдержки джигиту, чтобы держаться на коне так, словно он и не чувствует ударов, и чтобы спина его ни разу не дрогнула.

Искусство выбирать коня. – Конь – постоянный спутник и верный товарищ джигита на протяжении всей жизни. А выбрать друга непросто.

Что сказал бы старый почтенный коневод юноше, пожелавшему выбрать коня?

– Этого коня, сынок, не бери, – посоветует он. – Не смотри, что он красив, погляди на него сбоку, и если глаза у тебя зоркие, – увидишь, что передние ноги немного короче задних. Стало быть, конь подведёт тебя при спуске с крутой горы, седло скатится к голове и он сбросит тебя на полном скаку.

– А как насчёт этого, ата? – спросит юноша, указывая на другого красавца.

– И этого разгляди повнимательнее, – скажет знаток. – Разве не видишь, что задние ноги у него короче передних? На гору он не взовьется, подобно соколу, и не понесет тебя ввысь по круче, – седло будет съезжать на круп.

– Ну а этот? Этого-то, наверное, можно выбрать? Статен он и красив, – через колечко пропустишь, пройдет – не заденет!

– И опять не спеши с выводами, сын мой, – говорит аксакал. – Глаза у него мутные, не может он прямо глядеть на солнце. Поскачешь против солнца, и ослепнет твой конь!

– Возьму этого! – решает джигит, обнимая за шею коня с белой звездочкой на лбу, «на счастье».

– И ошибёшься: копыта у него слишком тонки – быстро изотрутся на каменистой почве. Шея, как у лебедя, – длинная и красивая, – только не годится такая шея – устаёт быстро.

– Но какого же, какого коня взять? – спросит, отчаявшись, юноша.

И ответит ему мудрый коневод:

– А такого, чтобы ноздри у него были достаточно широки и передние ноги далеко расставлены – дышать будет свободно и полной грудью. И чтобы туловище не было чересчур коротким, а то будет задевать задними копытами за передние на полном скаку. И уши чтобы были не очень короткими, а мягкими, и ложились по ветру, а то будет ветер биться о короткие твердые уши – зря коня ярить.

– Я не запомню всего, ата! – разочарованно говорит юноша. – Теперь я и вовсе не знаю, какого мне коня выбрать.

– А ты «Кулагера» почитай. Поэта Жансугурова. И узнаешь, как из пятисот коней одного выбрать. Или песни Абая послушай, в имена коней вслушайся. Во многих из них – совет.

Дружба. – Как и подобает, послушался юноша старого коневода и выбрал низкорослого степного конька с неукротимым нравом. Сильного, с упругими задними ногами, которые, подобно стальной пружине, отталкиваются от земли и одним ударом могут убить любого противника.

Спутник, выбранный с таким тщанием, оправдает возложенные на него надежды. В необозримые дали понесёт он нашего джигита, не зная усталости, угадывая его желания, – послушный ему во всем.

Конь станет у изголовья хозяина, когда тот приляжет отдохнуть в степи, и тихим ржанием разбудит его, предчувствуя опасность.

Конь будет неоценимым помощником на пастбищах, – ему поручат собирать отары и даже охранять их от хищников. Потому что степной конь обладает удивительным свойством – он не боится волков. Более того, он способен убить волка. Сперва погоняет до полусмерти, а потом и лягнет задней ногой.

На охоте такой конёк обгоняет благородного кречета. Оправдывая поговорки и сложенные в его честь песни, он добудет славу хозяину в бегах и состязаниях.

Круговорот времен. – Быстро сменяют друг друга зимовки – кыстау, весенне-осенние куздеу и привольные дни на летних пастбищах – джайляу. Юноша достиг мужества и готовится ввести в свой дом «луноликую сверстницу», которая во время кыз куу одарила его не только ударами камчи, но и поцелуем.

В честь невесты он слагает стихи и песни, сравнивает девушку с легким как стрела иноходцем, с неукротимой кобылицей, с волшебным чалым коньком или ласково называет своим «ай-каска» – скакуном с белым пятнышком-полумесяцем на лбу – верным залогом счастья.

Воспевая возлюбленную, джигит не забывает и о друге – коне:

К любимой моей я мчался на верном своем скакуне.

Как бережно нес он меня и как плавно…

Чтобы сердце любимой понять, хватит лишь взгляда,

Ему, – чтобы меня понять, и слова не надо!

Настанет день, и в его дом внесут колыбель, украшенную совиными перьями – на счастье! – и его первенцу посвятят жеребёнка от самой прекрасной кобылицы…

И новые песни сложат акыны в честь юного джигита и верного его друга – коня.

Читатель, описанные здесь обычаи степи – драгоценный памятник духовной культуры казахского народа. И конь – постоянный друг человека во всех традиционных «действах». Тем самым он возвеличен не только как друг всадника, но и как неотъемлемая частица народной традиции. Пусть этот рассказ ещё напомнит нам, что бездушие и жестокость ко всему живому – не норма, а патологическое отклонение и злой недуг. И что в противовес – существует тесное и многовековое единение человека с природой! С каждым, самым скромным её детищем, и что каждое вписано в её скрижали «на равных», даже если не вдохновляло поэтов и зодчих...

Обработка казахского фольклора М. Кушниковой