Литературно-художественный альманах

Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.

"Слово к читателю" Выпуск первый, 2005г.


 

Выпуск пятый

Земля Обетованная

Народы, которым человечество обязано больше всего, жили в небольших государствах – Израиле, Афинах, Флоренции, елизаветинской Англии.

Уильям Индж

Виктор Голков

Я РОДИНУ ВЫЖЕГ ЖЕЛЕЗОМ КАЛЁНЫМ…

(Стихи из Израиля)

* * *

Я Родину выжег железом калёным,

и в столбики пепла свернулись поля.

Не нужно уже притворяться влюблённым

в эти акации и тополя.

 

И кладбище, отческий дом или школу

горящая воля моя рассекла.

И рухнуло всё, стало пусто и голо,

и вырвалась в мир первозданная мгла.

 

Вот я – бунтовщик, уничтоживший звонкий

храм, коему может быть тысяча лет,

стою на краю исполинской воронки,

следя, как вокруг стекленеет рассвет.

* * *

Крах моей души свершился,

если души – это явь.

Тополиный пух кружился,

по земле пускался вплавь.

 

И теперь второстепенно

всё, что связано с судьбой:

на другом краю вселенной

горек кислород рябой.

 

В этом новом измеренье,

где рука висит как плеть,

будет лишь стихотворенье

флагом издали белеть.

* * *

Бессильней, чем травы дрожащий локон,

пугливый свет.

Уходит жизнь, как поезд мимо окон –

мест больше нет.

 

В разброде чувств, как молния мгновенном,

в живом кольце,

куда, блуждая по слепым вселенным,

придти в конце ?

 

Там в тишине, забытой и нездешней,

в саду пустом

висит туман над сломанной скворешней

часу в шестом.

 

И дремлет пруд, как молодость белея,

а за спиной

в сырой траве сплетается аллея

одна с одной.

* * *

Акация в чёрных разломах,

нависшая словно скала...

И я был среди насекомых,

ютившихся в складках ствола.

 

Впитавший чужую идею,

неслышно возник и исчез,

и белый цветок – орхидея –

раскрыл надо мной свой навес.

 

Но мизерный в мире великом,

песчинка земной голытьбы,

стоял я пред огненным ликом

и яростным оком судьбы.

 

Чтоб в прорву, которая снизу

толкает свои жернова,

швырнуло бессмысленный вызов

тепло моего естества.

ГОЛОС

Мы красили ограду в серый цвет

и вытирали руки то и дело,

а краска застывала и твердела,

и мы жалели, что бензина нет.

 

И вдруг откуда-то из глубины

донёсся звук, тягуче и фальшиво

запел старик, и в голосе визгливом

весь утонул звенящий гул весны.

 

Не умолкал пронзительный фальцет,

и с ветром прочь мотив не уносился.

Как тот, кто мёртв,

обратно в жизнь просился,

а бога нет и вечной жизни нет.

 

Клубился май в сиреневом цвету,

любить и верить

без конца способный,

а голос рвался на куски, подобный

на злом ветру дрожащему листу.

* * *

Тополя вырастают из туловища земного,

шарят корни под спудом, в горячих

потёмках земли.

Расстилается степь, живое растёт

из живого,

и по мозгу миражи путешествуют,

как корабли.

 

Ни концов, ни начал – лишь биение

мерное вёсел,

паутины пушистое, вибрирующее волокно.

Коль забыл обо всём, словно тяжкую ношу

отбросил,

будешь жить и любить сто рождений подряд

всё равно.

 

Для добра и для зла нет иного судьи,

кроме веры.

Рядом с чистой гармонией хмуро маячит

разброд.

И из самой бессмысленной, самой безумной

химеры

возникает легенда, прозрачная,

как кислород.

* * *

Тяжеловесный свет на части землю режет,

морщинами изрыт со всех сторон курган.

Таинственная жизнь, я узнаю твой скрежет,

в который иногда вплетается орган.

 

Уходят в высоту стволы глухонемые,

в чешуйчатую зыбь оделся чёрный пруд.

Всё то, что я люблю, сейчас беру взаймы я,

но страшно оттого, что завтра отберут.

 

Сияющий Эдем, дворец из паутины,

горбатый коридор как каменный подвал.

А в узеньком окне лишь контур бригантины,

плывущей в те края, где я не побывал.

* * *

Как будто заперты в чулан,

и матово белеют лица.

Мы – беженцы из разных стран,

нам не дано договориться.

 

Из пеплом затканных эпох

сошлись во имя и во слово.

Спеши, народ – чертополох,

взойти из мёртвого былого.

 

Лишь боль поди утихомирь,

в душе растущую некстати,

как заключённая в квадрате

нули глотающая ширь.

* * *

Когда, одурев от невроза,

Ты гадок себе самому,

Великий маэстро Спиноза

Не даст тебе кануть во тьму.

Он учит, что Бог неизбежен –

Везде его крылья парят.

Твой внутренний ад обезврежен,

Есть вечность – тебе говорят.

 

Проблему познанья решая,

Всю ночь я смотрю в потолок.

Ведь вечность такая большая,

Пусть выделит мне уголок.

 

Устал я от скуки и прозы,

Мне в горло не лезет кусок.

Великий маэстро Спиноза,

Твой тоненький голос высок.

* * *

Если что-то есть во мне,

то оно пришло оттуда,

где узоры на окне

или детская простуда.

Где ещё живой мой дед,

мерно досточку строгает,

и косой, блестящий свет

ночь на блики разлагает.

Там, где утро, первый класс,

материнский взгляд вдогонку.

Всё, что по закону масс,

разом ухнуло в воронку.

И стоишь как Гулливер,

персонаж из детской книжки.

Бывший юный пионер,

задыхаясь от одышки.

* * *

Остров Израиль – горящий барак,

Чувствуешь, как надвигается мрак?

Коль по степи на машине не едешь,

Снайпера вряд ли в ночи обезвредишь.

 

Слышишь, он в небо молитву вознёс?

Жаль, что ты череп ему не разнёс.

На голове твоей жёлтая каска,

А на лице его чёрная маска.

 

Тихо вползаем мы, просто враги,

В чёрный Хеврон, где не видно ни зги.

Враг, ты косынку пятнистую носишь,

Ты никогда меня в море не сбросишь.

 

И я разбитой клянусь головой

В том, что мой прадед святее, чем твой.

Не зашвырнёшь ты мои чемоданы

В жёлтую, мутную глубь Иордана.

* * *

Полезет в ноздри газ угарный,

А пыль набьется в рот.

Так вот он – год мой календарный,

Двухтысячный мой год.

 

В конце времён пришлось родиться,

А не пасти свиней.

И опыт предков не годится

Для этих грозных дней.

 

Дорога светлая, прямая

Нас вывела ко рву.

И я уже не понимаю,

Зачем же я живу.

 

Возможно, ради этой ветки,

Какую ветер гнёт.

Пока мои слепые клетки

Он в ночь не зашвырнёт.

СТАРИННЫЕ ПОРТРЕТЫ

В том зале, где тени скользят над паркетом,

блуждает мой взгляд по старинным портретам.

Слой лака покрыл, незаметен и тонок,

надменные лица панов и панёнок.

И я созерцаю спесивые позы

и скрытые в тонкой насмешке угрозы.

 

Луч вынырнул, как бы случайно, из мрака.

Охотничья нюхает воздух собака.

Узор на камзоле, колье и мониста

сверкают светло, равнодушно и чисто.

Нет, здесь ни один не слыхал, безусловно,

о сумрачной страсти и пытке духовной.

 

И вздрогнул я в страхе, почти суеверном:

так много знакомого в жесте манерном.

И я с удивленьем следил молчаливым

за этим лицом, притягательно-лживым.

А жадные губы, казалось, готовы

шепнуть мне одно ядовитое слово

* * *

Убывают чувства понемногу,

превращаясь в жалкое рваньё.

Только страхи возвращают к Богу,

по ночам вопя, как вороньё.

 

Это правда: я устал бояться,

по привычке жизнью дорожить.

Если страхи в сердце не роятся,

смысл теряет ощущенье «жить».

 

Может, лучше в зыбкости рассветной

из вагона в блёстках конфетти

безбагажно, тихо, безбилетно

на последней станции сойти.

* * *

Две фигуры чёрных у дороги,

где машин сплошная толчея.

Всюду люди... Но и мы не боги,

ничего не сделаешь, друзья.

 

Как свой путь прокладывают реки

к морю, приближаемся к концу.

Что известно, брат, о человеке

нам с тобой – ребёнку и слепцу?

 

Чуял век войны и крови запах,

не считал бессмысленных утрат.

Мы, как встарь, застыли в чёрных шляпах:

не заметно благодати, брат.

* * *

Жизнь сузилась до рамок полусна.

Я, ощущая, бодрствую, конечно.

Но связь явлений напрочь смещена,

настолько время стало скоротечно.

 

Оно кометой ринулось вперёд,

вгоняя в транс материю живую.

А мой будильник равнодушный врёт

про то, что я, как прежде, существую.

 

Нет, прежний Я действительно иссяк,

и это – вывод, аксиома, теза,

как то, что режет предрассветный мрак

пронзительная нежность полонеза.

 

Хоть мерзостен судьбы переворот,

я не боюсь скользнуть в его воронку,

когда, как тать, подкравшийся разброд

кривым ногтём колотит в перепонку.

* * *

Свободы страшное лицо

явило бледность восковую.

Стоят народы вкруговую,

друг друга заключив в кольцо.

 

Стучат огромные сердца,

чернеют братские могилы,

и рвутся мировые силы

разъять друг друга до конца.

 

И опаленная душа

коросту страсти обдирает

и всё никак не помирает,

горючим временем дыша.

* * *

Оскалило время клыки

с коричнево-желтым налетом.

Над пропастью и над болотом

машин раздаются гудки.

 

И бельма уставив во тьму,

слепцы собираются в стадо,

и пена незрячего взгляда

ползёт по лицу моему.

 

Задвигались: гомон и крик,

я чувствую тел колыханье,

горячее слышу дыханье:

мужчина, ребёнок, старик.

 

Как будто другой Моисей

связал их верёвкой свободы.

Как плевел, изъят из народа,

один я средь Родины Всей.

* * *

В этом тихом движении вбок

моё место на самом краю,

чтоб начищенный чей-то сапог

не споткнулся о душу мою.

 

Но скрипят и скрипят сапоги,

длится ночи глухая возня,

потому что не видно ни зги

и на шаг от тебя и меня.

 

Вот я предал, и стало легко,

и чужая земля под ногой.

Это где-то во мне, глубоко

тяжело шевельнулся другой.

* * *

Всё таинственно и дико

И нацелено вперед

Только сердце безъязыко

В немоте своей умрет.

 

И завертится по кругу

Неизведанных идей,

Где тождественны друг другу

Русский, эллин, иудей,

 

Где для воли нет предела

И ни в чем не виноват

Тот, чьё суетное тело

Слепо веровало в ад…