|
Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.
Выпуск шестой
Сибирь – Молдова – Румыния
Наука не имеет отечества.
Луи Пастер
Светлана Молдован
РУССКОЯЗЫЧНАЯ ДИАСПОРА РУМЫНИИ
Русские, русские-липоване или липоване – три названия для значительной части русскоязычной диаспоры Румынии, потомков выходцев из России во время первой волны эмиграции – сразу после раскола Русской Церкви в XVII веке, хотя мало кто упоминает об этой эмиграции, называя первой фактически вторую волну (после Октября 1917г.).
Что касается этимологии слова линован (липоване), существуют несколько вариантов объяснения даже в самом этносе. Некоторые считают, что наименование происходит якобы от русского слова липа, дерева, которое русские старообрядцы обрабатывали, мастеря из него различные предметы домашнего обихода, или писали на нём иконы в византийском стиле. По мнению бухарестского профессора, доктора наук Феодора Кирилэ[1], наименование «липоване происходит от топонима Липовенъ – первое поселение русских староверов в Румынии, аттестованное в 1724г. [...] Сначала это поселение называлось Соколинцы. Это наименование было дано русскими староверами, которые нашли там убежище, а коренные молдоване назвали поселение Липовень. Наименование липовенъ происходит от русского названия липового леса (липа) – место, где осели первые русские староверы. Следовательно, термин липовень является румынской формулировкой, исходящей от корня русского существительного – липа (воспринятого молдаванами от русских староверов) и румынских суффиксов -ован, -овян, -овень: лип + ован, лип + овян, лип + овенъ (по модели: молдован, молдовян, молдовенъ) [...]. Сначала русские старой веры употребляли само название старообрядцы или староверы, то есть русские старого обряда, но местные жители – молдаване, с которыми общались русские старой веры, назвали их липовенъ».
В книге Lipovenii. Studii lingvistice (Липоване. Лингвистические исследования)[2], университетский профессор, доктор наук Виктор Васченко высказывает мнение, что «нынешнее официальное этнономическое наименование русские-липоване (сравнивать его с наименованием XIX века: великоруссы-липоване, apud В.Б. Антонович, соответственно по-французски Les lipovanes russes, apud Иван Евссеев), по-румынски ruei lipoveni, отражает два аспекта: генетическую принадлежность, которая является русской (говоря иначе – великорусской, термин, употребляемый, в особенности, в диалектологии), а с другой стороны – конфессионную принадлежность, которая является старообрядческой, типа филипповян с тремя разветвлениями: жреческим культом, который доминирует по численности, культом не-жреческим и культом единоверцев». Ссылаясь на русских староверов Румынии, В. Васченко отмечает, что они «либо преемники Филиппа Пустосвята (1672-1742), значит (фи) липоване (румынское lipoveni)», либо «преемники адептов Игната Некрасова (1660-1737), значит, казаки-некрасовцы»; он является, следовательно, адептом антропонимической гипотезы.
Другие исследователи, среди которых и Дан Деметриу[3], считают, что термин липован был якобы дан в честь руководителя группы староверов, по имени Филипп, монаха из г. Олонец (Россия) – основателя и администратора монастыря Выг, последователи которого назывались филипповцы, филипповень. Петру Давид в Calauza crestina (Христианский путеводитель)[4] отмечает, что «организатор филипповян-беспоповцев был Филипп Пустосвят. Он был монахом, который считал себя потомком апостола Филиппа, по некоторым сведениям, архимандрита знаменитого Вигородского монастыря беспоповцев».
Точно неизвестно, откуда произошло это название.
Что касается этнических самоназваний, большинство русских-липован называют себя липованами. Официальным названием является русские-липоване. Существуют, однако, среди них лица, называющие себя при переписи населения русскими.
Согласно переписи населения 2002г., в Румынии живут 35.791 русских-липован из общего числа 21.680.974 человека населения страны, а по данным Церкви – приблизительно 100 000 старообрядцев.
Среди национальных меньшинств Румынии русские-липоване занимают пятое место, после венгров (1.431.807 человек), ромов (535.140), украинцев (61.098) и немцев (59.764). Что касается религии, в рубрике «христиане старой веры» было зарегистрировано 38.147 человек, а в рубрике «население по родному языку – русско-липованское» – 29.246 человек.
Наименования старовер и строобрядец не являются этнонимами; они употребляются для отражения принадлежности к православной религии старообрядческой веры русских-липован.
И в настоящее время службы в старообрядческих церквях Румынии проводятся на церковнославянском языке, а используемый календарь – юлианский, в то время как в румынских официальных церквах службы идут на румыском языке и соблюдается григорианский календарь.
С точки зрения конфессии, принадлежности к духовным центру и иерархии в Румынии существуют два согласия или две религиозных группы:
1. Старообрядцы Белокриницкого согласия – по названию нынешней местности в Украине, расположенной в 3 км к северо-западу от местности Климэуць (Румыния), где живут и русские – липоване, Митрополия которых находится в Брэиле. Первая Митрополия, созданная 28 октября 1846г. в Белой Кринице назначением первого православного старообрядческого митрополита Амвросия, с 1940г. находится в г. Брэила. Нынешним митрополитом – двенадцатым – Православно-старообрядческой Церкви (официальное название с сентября 2002г.) является Высокопреосвященный Леонтий (в миру – Лаврентий Изот), митрополит Белокриницкий и всех зарубежных древлеправославных христиан.
2. Старообрядцы Новозыбковского согласия (местность Российской Федерации) – Новозыбсковская Архиепископия была учреждена в 1923г.; во главе её ныне находится патриарх Александр (с 2002г.). В Румынии сторонники этого согласия (менее многочисленные по сравнению с указанными в п.1), имели свою Епископию в Тульче, а официальное название культа – Древлеправославная Церковь. Религиозные общины, относящиеся к этой ориентации, находятся в Тульче и в некоторых сёлах уезда (в Слава Русэ, Слава Черкезэ, Сарикёй, Махмудия).
В каждой из местностей Румынии, в которой существуют значительные по численности общины русских-липован, есть, по крайней мере, одна православная старообрядческая церковь.
В Румынии в данный момент шесть действующих монашеских православно-старообрядческих обителей:
– две в Слава Русэ Тульчинского уезда: мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы, с храмовым праздником 28 августа и женский монастырь Введения Пресвятой Богородицы, с храмовым праздником 4 декабря; оба монастыря были основаны в XVIII веке;
– два монастыря в селе Маноля (Мануиловка) Сучавского уезда: мужской монастырь Св. Николы зимнего, с престольным праздником 19 декабря, а также женский скит Тихвинской Пресвятой Богородицы (Пустынька, как её называют местные жители), с престольным праздником 9 июля;
– один монастырь в селе Свистовка уезда Тульча;
– один мужской монастырь в городе Пьятра Нямц (в строительстве).
В Свято-Никольском монастыре в Мануиловке пребывал в ссылке последние годы своей жизни и здесь умер и был похоронен самый известный писатель и апологет старообрядческого православия Фёдор Ефимович Мельников (1874-1960). Он является, в частности, автором первого Устава Православной Старообрядческой Церкви Румынии, обнародованного в правительственной публикации Румынии «Monitorul Oficial» №107, от 13 мая 1947г.
В монастыре Успения жил в последние годы и там умер и был похоронен автор книги-документа об истории румынской старообрядческой общины русских-липован, изданной при поддержке ОРЛР, Тульчинская летопись[5] – Василий Полиектович Александров (1875-1959), ставший в монашестве Висарионом.
Первые документальные свидетельства
Первые документальные свидетельства присутствия староверов на территории Румынии относятся к 1724-1740гг. Они обосновались в местностях Молдовы, где были названы липованами (Соколинцы – Липовень Сучавского уезда в 1724г., Думаска Васлуйского уезда в 1730г., в Маноли, Леспезь и Брэтешть Сучавского уезда в 1740г.). Как утверждал Богдан Петричейку-Хашдэу, который включил в свою книгу Istoria tolerantei religioase in Romania. Lipovenii (История религиозной толерантности. Липоване)[6] рассказ монаха Парфения, относящийся к середине XIX века: «Недалеко от городка Фэлтичень, между реками Молдова и Сирет, находится селение Мануиловка, жители которого [...] пришли сюда из России, они здесь более 150 лет» (значит, приблизительно с 1700г.). В Добрудже, находящейся в первой половине XVIII века в составе Османской империи, обосновались также и донские казаки из войска атамана Игната Некрасова, того, который организовал социальную жизнь казаков по правилам, заключавшимся в «Заповеди Игната», за что здесь их назвали некрасовцами. От них сохранилось до наших дней название озера Разельм (Разин) в Добрудже в память руководителя казацкого восстания XVII века, Степана Разина. По мнению профессора истории из Сарикёя Тульчинского уезда, Севастьяна Феногена (см. «Зори» №11/2002), «враждебность окружающих заставила их отказаться от имени некрасовцев. [...] Так начал проявлять себя “заговор молчания” ещё с первой половины XIXв., не имеющий организованного характера. [...] Большинство добруджских некрасовцев остались в Дельте и в прилегающих к ней зонах, будучи вынуждены обстоятельствами сменить лишь имя, приняв этноним липован».
В своей книге Сарикёй. Страницы истории[7], преподаватель Севастьян Феноген высказывает оспариваемое некоторыми мнение, что «год документальной аттестации существования селения может считаться 1651. [...] Устная традиция, зарегистрированная в конце XIX века в Большом румынском географическом словаре, упоминает о временном проживании Степана Разина в крепости Енисала (в нескольких километрах на юг от Сарикёя), а также Ваньки Каина на острове Попино (на северо-восток от Сарикёя) и Тришки-Расстрижки на острове Бисерикуца (Церковка). Это не могло произойти до 1670-го года (т.к. между 1670-1671гг. Степан Разин находился во главе восстания казаков на Дону)».
Общественная организация русских-липован
Сразу же после революции 1989г., 14 января 1990г. (1 января по юлианскому календарю) была основана как юридическое лицо неправительственная организация Община русских-липован Румынии (ОРЛР), которая получает ежегодно от правительства страны субсидии для проведения своих мероприятий, для публикации книг и журналов на родном или на румынском языках. Сегодня уже свыше 40 местных общин, у некоторых свои собственные дома-офисы.
Как и остальные 18 признанных национальных меньшинств Румынии, организация русских-липован имеет своего представителя в Парламенте Румынии – это депутат Мирон Игнат, он же и квестор Палаты Депутатов. Мирон Игнат является и председателем Общины русских-липован Румынии (с 2004г.).
В ноябре 1990г. вышел первый номер ежемесячника ЗОРИ,
который стал платформой для представления этноса, средством
общения и связующим мостом между русскими-липованами, а также
способом сделать их известными в рядах мажоритарного населения. Ежемесячник
является двуязычным (на русском и румынском языках) и выходит в
Бухаресте (
«Зори» – газета общеинформационного и культурного характера – обращается к русскому населению Румынии, к русскоязычной диаспоре старообрядцев мира, но и к румынам и всем говорящим на румынском языке, всем, стремящимся узнать, кто они, эти русские-липоване, какова их история, каковы традиции и обычаи, всем, желающим познакомиться с их бытом, с их социальными проблемами, с их выдающимися людьми. На страницах газеты печатаются статьи, репортажи, интервью, заметки, хроники, материалы по вопросам сложной и трагичной истории старообрядчества, фольклора русских-липован и их говора-диалекта, а также духовной жизни староверов. Подробно описываются мероприятия, проводимые Общиной русских-липован: национальные ежегодные олимпиады по родному русскому языку, национальные фестивали народной русской песни и танца (для взрослых или для детей), национальные и международные симпозиумы по различным вопросам, касающимся старообрядчества, заседания управляющих органов ОРЛР и др.
Особое место газета уделяет выдающимся личностям русских-липован: писателям и поэтам, народным «мастерам на все руки», иконописцам, художникам, преподавателям и учителям, скульпторам, спортсменам (русские-липоване проявили себя в большом спорте: в боксе, в лёгкой атлетике и в гребле – на байдарках и каноэ) и др.
С 1998г. выходит в Яссах ещё одна периодическая публикация русских-липован – общественно-культурный двуязычный журнал КИТЕЖ-ГРАД (первоначальный подзаголовок – журнал по вопросам культуры).
Ещё со времени учреждения Общины особое внимание уделялось культивированию родного языка, введению его изучения в школах, в которых учатся дети русских-липован. В Румынии нет школ с преподаванием на русском языке. Ученики русские-липоване изучают родной язык в румынских школах по 3-4 часа в неделю, участвуя ежегодно в национальных олимпиадах по родному русскому языку, организованных Министерством образования и ОРЛР.
В культурно-научном плане до настоящего времени состоялись четыре международных научных симпозиума на тему Культура русских-липован в национальном и международном контексте и были изданы Общиной четыре сборника с представленными докладами и сообщениями об истории, культуре, быте русских-липован.
Организованные с целью сохранения и выявления ценности традиционной культуры, симпозиумы собрали многочисленных учёных из нашей страны и из-за границы.
Этнографические особенности русских-липован
Начиная со второй половины XIX века, история, культура и религия русских-липован стали предметом изучения многих русских и румынских исследователей. Традиции, сохранённые по сей день русскими-липованами, привлекают многих местных и зарубежных исследователей, которых удивляют живые традиции местных общин, называемых ими музеями под открытым небом.
Традиционными профессиями русских-липован являются: рыбная ловля (для людей из Добруджи, в особенности из Дельты Дуная, для которых рыба – их «насущное» блюдо), огородничество и виноградство (в особенности для жителей Молдовы, которые и в настоящее время поставляют овощи, фрукты и всякую зелень на агро-продуктовые рынки городов этой зоны, таких как Тыргу Фрумос Ясского уезда и др.), сельское хозяйство, торговля и различные ремёсла. Напомним среди традиционных профессий иконопись в византийском стиле. Иконописцы и церковные художники русских-липован сумели донести это занятие вплоть до наших дней.
Почти забытым ремеслом является практикующееся плотниками-корабельщиками («марангозы»). Осталось лишь несколько человек, которые и нынче мастерят лодки или вяжут сети, делают предметы для рыболовства, плетут корзины или рогожи.
Чтобы возродить и сохранить традиции русских-липован Румынии, в течение 16 лет существования ОРЛР были организованы 10 Фестивалей русской песни, танцев и народного костюма для детей и для взрослых. Существуют 20 ансамблей взрослых и 20 детских народных ансамблей.
Что касается костюма русских-липован, он сохранился, в особенности, в некоторых местностях Добруджи, но используется только при посещении церкви. Для женщин при входе в храм голова должна быть покрыта платком (обычно цветастым) и завязанным на узел, а не на булавку, как это делается в России, юбка должна быть длинной и широкой, перехваченной специальным многоцветным поясом, связанным из шерсти и имеющим кисти на окончаниях; бюст должен быть одет в блузу с длинными рукавами. Волосы замужних женщин должны быть заплетены в две косы, покрыты под платком кичкой (род кокошника), а незамужних – заплетены в одну косу, перевязанную разноцветными ленточками. Блузы и пиджаки могут быть из того же материала, из которого сшита юбка. Пожилые женщины ходят в церковь с лестовками (род чёток). Мужчины должны надевать для церкви сорочки с длинными рукавами, перевязанные поясом, и в длинных брюках.
Среди традиций, лучше всего сохранившихся до наших дней, является Маслена-Масленица (Сырная или Молочная неделя) – духовный праздник, который включает много вкусной пищи, хорошего настроения, так как это неделя Предпасхального Поста. В это время готовятся блюда из молочных продуктов: вареники, блины (с творогом), пироги с творогом или пирожки и другие. В некоторых местностях, в особенности в Добрудже, группы прогуливаются на Масленицу по улицам, ведут «Стрелу», распевая весёлые песни.
Пасха празднуется обычно в семьях. Красятся во все цвета яички, печётся паска или куличи, которые освящаются в день Воскресения Христова. В Пасхальную Неделю все желающие могут подниматься на колокольню церкви, чтобы бить в колокола, провозглашая Светлую Седмицу. Русские-липоване, встречаясь во время Пасхи, трижды целуются, провозглашая: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!». На Пасху играют в так называемый «каток» (род бильярда с использованием крашеных яичек), в котором выигравший получает все яички, употреблённые для игры.
По сравнению с румынскими зимними обычаями, когда звучат многочисленные колядки, у русских-липован лишь после Рождественской литургии (не раньше праздника) принято славить Исуса Христа единственной колядой (церковным песнопением). Это – «Христос рождается» – песнопение, взятое из церковной службы.
На Вербное Восресенье пол церкви застилается травой, а во время литургии в определённые моменты прихожане встают на колени, касаясь лбом травы. Ворота перед домами украшаются разными зазеленевшими ветками или даже цветами.
Семейные обычаи русских-липован сохранились лучше в сельской среде.
Рождение. Роженице не разрешается выходить на улицу до 40-го дня, когда в церкви ей читается «очистительная» молитва. Что касается крещения младенца, его совершают в первые 10 дней после рождения, рано утром, а крёстными не должны быть муж и жена, а часто бывают братья и сёстры родителей ребёнка или близкие родственники. Помазание маслом во время крещения делается три раза, как и полное погружение младенца в крестильницу. После крещения младенца не купают восемь дней, чтобы не смыть с него миро. У русских-липован бывает обычно одно имя по сравнению с румынами, у которых по два.
Свадьба, в сравнении с другими семейными традициями, сохранила лучше всего различные фольклорные мотивы. Передаются из поколения в поколение лирические любовные песни или полные веселья частушки (многие из них были адаптированы к румынским реалиям или даже появились после того, как старообрядцы покинули Россию). В различных местностях организуется «аколишна» («мальчишник») и «девишник». В промежуток времени между обручением и до собственно свадьбы в прошлом устраивались посиделки, где шили разноцветные носовые платочки с кружевом, которые будущая невеста дарила молодым людям в день свадьбы. В момент «купли-продажи» невесты поются весёлые песни – о «щедрости» того, кто торгует. Религиозное венчание происходит в церкви только утром, где священник надевает молодожёнам обручальные кольца на безымянные пальцы правых рук. Во время религиозного венчания волосы невесты заплетаются в две косы и покрываются кичкой, сверх которой голову покрывают платком. Из церкви молодожёны возвращаются в дом жениха, вместе с посаженными (венчальными) отцом и матерью и неся икону, сопровождавшую их во время венчания.
Архитектура
Традиционное хозяйство русских-липован включает собственно дом, обычно из трёх-четырёх комнат системы вагон, с одним входом или двумя, с деревянным, саманным (вроде кирпича – смеси из глины, соломы и навоза) или чамурным (чамур – строительный материал из глины, перемешанной с соломой) крыльцом, покрытым камышом или кровельной дранкой; летнюю кухню, один или несколько сараев, хлевы и курятники, печь, баню типа сауны. Баня обычно ставится близко к огороду и имеет отапливаемый предбанник (произносится прибаник), где раздеваются перед тем, как войти в баню. В бане есть каменный под, окружённый казаном с водой, который нагревают, деревянное ложе, называемое палог (палок), на котором располагается моющийся, чтобы отхлестать себя веником из сухих дубовых или берёзовых веток. Веник сначала окатывают кипятком, потом раскалённые камни окатывают холодной водой – для пара. Баню топят обычно в субботу и перед любым праздником. Есть «чёрные» бани (в которых дым выходит через камни в самой бане, коптя стены) и «белые» (некоторые модернизированы, и дым выходит прямо наружу через трубу).
Бухарест, Румыния
|