|
Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.
Выпуск восьмой
Транскультурный собор
Учёный – это не тот, кто даёт правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы.
Клод Леви-Строс
Александр Варона
РУССКИЕ-ЛИПОВАНЕ ДОБРУДЖИ В ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ПЕРЕПИСКЕ КОНСТАНТИНА ЛЕОНТЬЕВА
Важное место в дипломатической
деятельности русского писателя и мыслителя К.Н. Леонтьева занимает его
пребывание в Османской империи, где он выполнял несколько дипломатических
должностей в 60-70-ые годы XIX века, в том числе и должность вице-консула в
Тульче. Как писал проф. Иван Евсеев в публикации «Зори» (№ 1/1995 г.), «время
пребывания в Тульче Леонтьев считал самым приятным и самым важным в своей
биографии». Русскому писателю и философу понравилось в Тульче, о чём он
писал другу: «Я желаю одно, свить на век моё гнездо в Тульче... Здесь есть и
движение и покой, и восток и запад, и север и юг».
Положение старообрядцев Добруджи
занимает особое место не только в дипломатической переписке Леонтьева. В
сборнике рассказов Из жизни христиан в Турции (1876) он уделяет
много внимания русским старообрядцам липованам, а его наблюдения и впечатления
о их жизни, вере и традициях являются и по сей день ценнейшим источником по
истории этого своеобразного осколка Древней Святой Руси.
Такую же ценнейшую информацию о
липованах Добруджи второй половины XIX-го века содержат и многие документы, составляющие
дипломатический архив писателя, которые, к нашему огромному счастью, не только
сохранились до сих пор, но и были опубликованы в сборнике Константин
Николаевич Леонтьев. Дипломатические донесения, письма, записки, отчёты
(1865-1862), вышедшем в свет в
О том, что старообрядцы вызывали у
Леонтьева особый интерес, гласит тот факт, что сразу по прибытию его в Тульчу «он
счёл долгом ознакомитmся с некоторыми из проживающих в Тульче раскольников»,
в том числе, и с Осипом Гончаром, бывшим некрасовским атаманом, с
которым «имел совещание о переселении старообрядцев» в Россию [1].
Кстати, нужно сказать, что вопрос о переселении был поднят в
Выходит, что российская дипломатия
рассчитывала на старообрядцев в проведении своих целей по отношению к Османской
империи в районе устья Дуная. А также, что по крайней мере 6-7 тысяч наших
предков проживали в те времена в Северной Добрудже. 28 августа
Вопрос о переселении старообрядцев Добруджи в Россию неоднократно поднимается их представителями во время пребывания Константина Леонтьева на посту вице-консула в Тульче, как следует из его тайной переписки с посольством Российской империи в Стамбуле за 1867 г. Значит, липоване почувствовали резкое изменение общественно-политического климата по отношению к христианским обществам в Турции, и, в частности, в Добрудже. Это совсем не должно нас удивлять, так как именно в эти годы активизируется деятельность национальной элиты славянских народов Балканского полуострова, а также и деятельность агентов польской эмиграции в Турции. Так что опасения Гончарова и желание переселить в Россию своих единоверцев вполне оправданы. Тем не менее, политика России в этих краях тоже заслуживает внимания, так как она была направлена именно на защиту прав и интересов христианского населения Добруджи, которое российское правительство считало своей опорой в этом районе и, конечно, в Османской империи в целом.
О конкретной защите турецких христиан Россией, в том числе и старообрядцев, говорит ряд документов, опубликованных в вышеупомянутом сборнике, из которых видно, что многие христиане обращались в те времена за помощью к Российским дипломатам, а в Тульче именно к Леонтьеву [3].
И российские дипломаты не оставляли людей в нужде, а всячески старались разными средствами помогать, например, тем, кто пострадал от грабежей черкесов, переселённых в Добруджу в 50-60-ые годы XIX века.
Интересны рассуждения Леонтьева о различиях между украинским и русским старообрядческим населением Добруджи. Так, русский дипломат отмечает, что «действительно, между здешними православными малороссами и великорусскими раскольниками большая разница. Последние имеют даровитых, опытных и грамотных вождей, которые могли бы, если бы захотели, сноситься с единоверцами своими в России. Малороссы здешние – совершенно “отрезанный ломоть” и с малороссами в пределах наших едва ли могут входить в политические сношения» [4].
Конечно, дипломатическая переписка Константина Леонтьева времени его пребывания в Тульче содержит очень богатую и интереснейшую информацию о Добрудже, о её положении экономическом и социальном, о характере и действиях турецких властей в этой области, и не ограничивается только сведениями о старообрядческом и остальном славянском населении края. Практически она показывает великого русского философа и писателя как незаурядного дипломата и государственного деятеля, что до сих пор было для нас менее известно. А также его дипломатическая деятельность в Тульче тем более ценна для старообрядцев, что выявляет его заботу о своих соотечественниках, предки которых когда-то покинули Родину не ради добычи куска хлеба или в поисках лучшего экономического положения, а ради сохранения исконно русской и православной веры.
Румыния
Литература
1. Константин Николаевич Леонтьев, Дипломатические
донесения, письма, записки, отчёты (1865-1872), Москва, РОССПЭН,
2. Указ. соч., стр. 144.
3. К российскому вице-консулу обращались как старообрядцы и украинцы (тогда их всё же называли малороссами, а они себя считали просто русскими), так и болгары, греки, румыны и даже турки и татары, как видно из многих донесений Леонтьева, включённых в указанный сборник документов.
4. Указ. соч., док. К№ 215 (1868), стр. 232.
|