На правах рекламы:

• Смотрите на сайте drukarnie katowice.

• Большой букет сирени на сайте http://www.tsvetochnyybiznes.ru.

Литературно-художественный альманах

Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.

"Слово к читателю" Выпуск первый, 2005г.


 

Выпуск пятый

Слово к читателю

В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно...

Николай Гоголь

Глубокоуважаемому Сергею Николаевичу Прокопьеву посвящают составители эту книгу, с благодарностью за многолетнюю поддержку литераторов и за постоянный бесценный вклад в культуру Сибири.

 

Открывающее этот номер интервью с первым секретарем Союза российских писателей как нельзя лучше объясняет, почему два года назад мы приступили к нашему скромному, малоизвестному даже в Сибири, литературному проекту. Касаясь обстоятельств появления Союза российских писателей, отпочковавшегося в 1991 году от Союза писателей СССР, Светлана Василенко пишет: «Секретариат Союза писателей СССР поддержал ГКЧП, писателей во многих городах России это возмутило, они создавали свои самостоятельные писательские организации, и сначала это происходило стихийно… пока не вылилось в учредительный съезд Союза российских писателей… Просто эту советскую проржавевшую плотину прорвало: река нашла своё естественное русло и потекла и течёт до сих пор».

Всё так! С небольшим уточнением: перемены произошли, в основном, в столицах, крупных «продвинутых» городах, в забытых же уголках Сибири, в глубокой провинции (в Кузбассе, где первое упоминание о Союзе российских писателей в главной областной газете вообще появилось только в 2006 году!) «проржавевшая плотина» (признаемся честно!) как стояла, так и стоит. Естественный путь для литераторов таких неблагополучных «медвежьих» мест – выходить за рамки региона, строить свои издания на принципах диалога, поисках сомыслия и сомыслящих в других областях и даже странах, расширять культурную и «национальную» составляющую.

Вот почему, получив приглашение представительствовать в Бухаресте на VIII международном симпозиуме «Европейская цивилизация: единство – своеобразие – открытость», «Голоса Сибири» в октябре 2006г. приняли участие в его работе. Завязались контакты по линии Румынского общества Ф.М. Достоевского (вспомним: в Омске великий писатель отбывал каторгу, а в 2007г. отмечается 150-летний юбилей со дня его венчания в Кузнецке; в нашем альманахе рубрика, посвященная Достоевскому, продолжается из номера в номер).

«Голоса Сибири» в Бухаресте представляла обаятельнейшая Виктория Кинг. Она «навела» нас на переводы румынских авторов. Сибиряки, кстати, о многих уже наслышаны. Скоропостижно скончавшийся несколько месяцев назад замечательный иркутский писатель Анатолий Кобенков (председатель тамошнего отделения СРП) в октябре 2004г. делился в «Восточно-Сибирской Правде» впечатлениями о встрече в Бухаресте с поэтом-авангардистом Мирчей Динеску, которому мы отводим немало страниц этого выпуска: «Самый громкий из румынских поэтов минувшего столетия – Мирча Динеску. Во время правления страшного Чаушеску он был самым шумным из диссиденствующих, в дни революции – первым бунтовщиком. После расстрела Чаушеску Мирчу посадили под домашний арест – в течение десяти месяцев он не имел права удаляться от дома более чем на пятьдесят метров; Лена (это Елена Васильевна Логиновская, член редколлегии «ГС», – авт.) бегала к нему через шпицрутены охраны, забирала у него только что им написанное – передавала на Запад…».

«Парламентская газета» добавляет ещё несколько штрихов: «Поэт диссидент Мирча Динеску, который въехал на бронетранспортере и “захватил” вместе с большой группой демонстрантов здание телевидения, до последнего момента сидел под домашним арестом. Помимо непосредственной “охраны” напротив его дома, рассказал он, на улице находилась еще одна машина “секуритате”, экипаж которой тоже контролировал поэта, а также следил за своими же сотрудниками».

Сегодня Мирча Динеску по-прежнему – в самой гуще российско-румынских литературных связей. Недавно канал «Культура», например, сообщал о презентации в Румынии книги Евгения Евтушенко «Поздний мед», в творческом вечере принимал участие и Мирча Динеску, сотрудничество с ним для «Голосов Сибири» – большая честь.

Иркутянин Анатолий Кобенков вспоминал также о том, как познакомился с видным писателем и приметным общественным деятелем румынской русскоязычной диаспоры Никитой Даниловым, сегодня мы ему посвящаем особую юбилейную рубрику: «Никита Данилов красив и мудр: с окладистой бородой, широкий в кости, с голубыми глазами, он именно таков, каким и должен быть упрямый носитель негаснущих упрямств великого Аввакума» (кстати: новые сведения о «сибирском» Аввакуме см. материал Татьяны Таяновой из Магнитогорска).

В рамках симпозиума был проведен микрокинофестиваль. Все находились под впечатлением от фильма «Капустин Яр» (сценарий Светланы Василенко). «Он не навязывает зрителю новомодные “русские идеи”, – пишет Виктория Кинг, – а правдиво рассказывает о постсоветском “межвременье”. Ещё колеблются тени былого величия державы в Капустином Яре, местечке, где была запущена первая космическая ракета. Убогий, слабоумный мальчик тащит кусок металлолома через поле, через осень, как символ – всё в этом мире проходит. И через черно-белые кадры прорывается иногда цвет: когда запускается новая ракета, или ещё в сцене с застольем старух, вспоминающих прошлое. Таков он, всегдашний “выбор” народа: нищие, зато с ракетами и бомбами!» (см. наст. изд.).

Отрадно, что к нашему «сибирскому» проекту проявляют интерес и писатели Молдовы (один из авторов «ГС», драматург Дмитрий Круду, получил там недавно премию фонда Сороса), а также литературоведы Казахстана, о чём свидетельствует приведённый ниже доклад ведущего научного сотрудника Института литературы и искусства им. М.О. Ауэзова Светланы Ананьевой на пятом международном евразийском форуме, по крайней мере наполовину посвящённый литературным связям Казахстана с Сибирью; сотрудничество с упомянутым Институтом, который возглавляет член нашей редколлегии, академик АН Казахстана, доктор филологических наук глубокоуважаемый Сеит Аскарович Каскабасов, оказалось взаимоинтересным и многообещающим.

По-прежнему значительное место в альманахе уделено «великим старцам» – вниманию читателя представлены материалы, посвящённые экспозициям сибирских музеев Достоевского, равно и новые исследования известных достоевсковедов Светланы Ананьевой и Корнелии Кырстя. А в разработке темы «Лев Толстой и Сибирь» большую помощь нам оказали сотрудники государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л.Н. Толстого в Ясной Поляне», и, в частности, его главный хранитель Элеонора Петровна Абрамова, под её руководством подготовлена к печати рукопись воспоминаний одного из основателей толстовской коммуны под Новокузнецком, Бориса Васильевича Мазурина, равно и фотографии 1930-х годов, ставших для коммунаров трагическими.

Рок преследует и посмертную их биографию. Из очередной статьи корреспондента «Нашей газеты» Марины Борисовой читатель узнает, что в деле создания музея друзей и последователей Л.Н. Толстого в Сибири, как и следовало ожидать, за прошедшие полгода почти ничего не сдвинулось с места. Пока не занятые музейные площади в Новокузнецке имеются, но сказать «Да!» культурные власти не отваживаются. Говорят, что для открытия музея, по инструкциям, нужно не меньше 4000 экспонатов.

Звучит, по крайней мере, странно. Уничтожив коммуну в 1930-е, расправившись с коммунарами, и, по сути, почти истребив вещественную и документальную среду, которая могла бы стать основой музея, власти сегодня требуют найти достаточное количество экспонатов, которые сама же семь десятилетий назад, а то и позже, на корню изничтожила (можно представить, сколько писем и рукописей полетело в огонь, чтобы не стать компроматом против товарищей по несчастью, сколько из них не сохранилось только потому, что своевременно не было проявлено интереса к «опасной» теме со стороны государственных архивов!).

Потомки коммунаров, регулярно собирающиеся на съезды в Новокузнецке, настроены, однако, решительно. Ведь речь может идти и об организации филиала городского музея – для этого не нужно иметь в наличии многие тысячи единиц хранения (впрочем, по оценкам нашего автора, Бориса Гросбейна, таковых уже собралось около 2000). В конце концов, доброхотные граждане согласны пожертвовать под музей даже один из частных домов!

Возможно, читатель отнесётся благосклонно и к другим публикациям нашего «исторического» блока, к рубрикам «Памятки истории», «Анатомия мифа», «К 130-летию полковника белой армии Ивана Филипповича Левашова», документальным эссе Сергея Папкова и Алексея Теплякова. Профессор Иван Кузнецов, как бы в продолжение наших предыдущих материалов («ГС» №№ 2 и 3), обращается к теме диссидентства в новосибирском Академгородке, а доктор наук Леонид Лопатин развенчивает миф о «самом лучшем в мире» советском образовании; приводим также текст одной из глав «Кузнецкой летописи» Ивана Конюхова (1867г.), посвящённой монахам Зосиме и Василиску, которые проживали под Кузнецком около четверти века, «в глухом лесу, в черне». (Существует мнение, что упомянутый «сибирский» Зосима был прототипом одноимённого героя в «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевского).

Повесть «О чём умолчал Иосиф Флавий», а также глава из книги Валериу Бабански «Понтий Пилат» (рубрика «Земля обетованная») кажутся тесно связанными с «Апокрифической повестью», опубликованной в №3, где главными действующими лицами выступают Иисус Христос, Иуда Искариот (от слова «сикарий», то есть «вне закона»), и, опять же, Понтий Пилат. Иуда, который в повести об Иосифе Флавии обозначен как «книжник» и «военноначальник» Кумранской общины, возмущён порабощением Иудеи римлянами и владычеством Понтия Пилата, и не согласен даже с самим Христом, носителем сверхидеи: объединения одухотворённости древнего Востока с милитаристской цивилизованной мощью Запада, то есть Рима, через силу Слова, а не силу оружия. Хотя – и оружия тоже: «Я принёс вам не мир, но меч».

Объединение Востока и Запада силой Слова и было тем чудом, которое олицетворял Христос, пришедший к этой идее. Она уже давно вдохновляла Романо-эллинский мир, но вряд ли кем была сформулирована так явственно, ибо единственным политическим аргументом Рима являлось всё же подавление, а не слияние.

Проходят столетия, меняется мир, новые сведения вводит в оборот наука, и многие из них – сперва удивляют и даже возмущают апологетов устоявшихся знаний. И «триада» Христос – Понтий Пилат – Иуда Искариот, похоже, навсегда объединены в памяти человечества, как бы они ни были истолкованы…

Итак, наш альманах-диалог, альманах-перекрёсток, возникший благодаря усилиям Омской организации СРП, продолжает набирать обороты, «река нашла своё естественное русло, и потекла, и течёт до сих пор»…

Февраль 2007г.

г. Кемерово