На правах рекламы:

Рассчитать стоимость доставки на сайте Кенгуру

Литературно-художественный альманах

Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.

"Слово к читателю" Выпуск первый, 2005г.


 

 Выпуск шестой

 К 150-летию венчания Ф.М. Достоевского в Сибири

 Великие люди, научив слабодушных размышлять, наставили их на путь заблуждений.

Люк де Клапье Вовенарг

Дмитрий Достоевский[1], Наталья Шварц[2]

ИЗ ИСТОРИИ РОДА ДОСТОЕВСКИХ

В прошедшем 2006 году сложилась уникальная ситуация со значительными датами в жизни и творчестве Ф.М. Достоевского. Отмечались не только 185-летие и 125-летие со дня рождения и смерти писателя, круглые даты выхода в свет его романов «Преступление и наказание», «Игрок». Самым значительным юбилеем стало 500-летие со дня основания рода, к которому принадлежал великий писатель.

Отправная точка истории рода Достоевских – 6 октября 1506г., документально засвидетельствованная дата, когда основоположник рода, Данила Иванович Ртищич, получил жалованную грамоту на владение сельцом Достоево (современная Брестская область республики Беларусь), по названию которого эта ветвь боярского рода Ртищевых стала прозываться Достоевскими. Этот факт – уникальный случай в национальной истории, когда для выдающегося дворянского рода возможно указать календарно точную дату возникновения.

Данила Иванович Ртищич – по устоявшейся версии потомок татарского воина Аслана Челиби-мурзы, выехавшего из Золотой Орды в 1389 году и перешедшего на службу московскому князю Дмитрию Донскому. В настоящее время минским исследователем Д.Л. Башкировым собраны не лишённые убедительности сведения, что основатель рода Достоевских принадлежит к исконно полесскому роду Иртишевичей, не имеющему ничего общего со старинным великорусским родом Ртищевых.

В грамоте говорится: «А дали есмо тому нашему боярину тое именье и со всем тым, што из старины к тем дворищом прислухало, с землями пашными и з бортными, и з их ловы, и з реками, и з Луги… А дали есмо тое именье тому нашему боярину вечно и непорушно, ему и его жоне, и их детем, и их счадком». Возможно древнее русское слово «достоин», обозначающее воина, стало корнем в названии села и, соответственно, фамилии. Подобное объяснение можно дать и гербу Радван, который использовали Достоевские.

Согласно легенде, в одной из войн польского короля Болеслава I Храброго (992-1052) с Русью отряд, которым командовал Радван, встретился с превосходящими силами козаков. Чтобы вдохновить своих воинов на победу, Радван поднял взятую из близлежащей церкви хоругвь и увлёк отряд за собой. За доблесть и благочестие король позволил Радвану изобразить её на своём гербе.

В многотомном исследовании известного польского историка Адама Бонецкого «Herbarz Polski», изданном в 1901 году, значится: «Достоевские, г<ерб> <…> представляет собою <герб> Радвана, с той разницей, что вместо креста над хоругвью помещён перстень. Над шлемом <венчающим щит>, рука в латах, с мечом». Перстень или кольцо в верхней части щита в геральдике считается знаком третьего сына. Поэтому можно предположить, что Достоевские были в родстве или вассальных отношениях с младшей ветвью рода Радван.

Андрей Михайлович Достоевский – младший брат писателя в своих «Воспоминаниях» пишет: «Фамилия Достоевских принадлежит к числу очень древних дворянских фамилий, по крайней мере в книге князя Долгорукова дворянская фамилия эта отнесена к существовавшим ранее 1600 года литовским фамилиям…»

Более полутора веков Достоевские часто упоминаются в различных исторических документах. Они занимали достаточно высокие посты маршалков (предводителей) местной шляхты, становились послами в Сейме или же избирались в члены Главного трибунала Великого княжества Литовского. В центре Минска до сих пор на возвышенности сохраняется «Дача Достоевского» – так называют её минчане. Имение, вероятно, принадлежало одному из представителей этого рода, главе городской администрации, «городскому глашатаю».

Подписи четырёх Достоевских, по архивным данным, стоят в документах об избрании польских королей. Интересны сведения в исторических документах ХVI века о первом в роду Фёдоре Достоевском. Он – «земянин Пинского повета» и состоит «уполномоченным приятелем», то есть адвокатом князя Андрея Курбского.

Известен также Акиндий Достоевский, бывший в XVII веке иеромонахом Киево-Печёрской лавры. Сохранилась его подпись под актом избрания в сан архимандрита Иосифа Тризны (избрание на Дворянском съезде в Киеве 25 января 1647года).

В документах последующего времени появляются Достоевские с «экзотическими» именами, например Карл Достоевский и Гомер Достоевский. Как показали разыскания украинского исследователя А.И. Рогового – это прямые предки писателя.

Земли Полесья ещё долгое время вплоть до Первой мировой войны оставались ареной влияния как Запада, так и Востока. С объединением Литвы и Польши в одно государство и возникновением «Речи Посполитой» началось агрессивное распространение польского влияния, выразившееся, прежде всего, в активной деятельности католической церкви на территории бывшего Русско-Литовского княжества. Этнически принадлежа к русским, Достоевские, сопротивляясь окатоличиванию, постепенно переселились на Волынь в Малороссию (Украину). После переселения упоминание этого рода в исторических документах становится исчезающе мало на долгие полтора века. К этому времени род утратил своё дворянское достоинство, и подавляющее число Достоевских становилось рядовыми приходскими священниками.

Так, Андрей Достоевский (1756–1821), дед Фёдора Михайловича Достоевского служил приходским священником в селе Войтовцы (современная Винницкая область республики Украины).

У биографов писателя давно уже не было сомнений в том, что его дед, начавший свою духовную карьеру как униатский священник, после включения земель Брацлавского воеводства в состав Российской империи воссоединился с православием. Сам отец Андрей пишет, что это произошло в 1795г. и указывает на имя воссоединившего его протоиерея Иоанна Строцкого – известного церковного деятеля того времени, вернувшего в лоно православия более 30 священников Винницкого и других уездов. Нет никаких оснований думать, что, воссоединяясь с православием, Андрей Достоевский просто «плыл по течению». Скорее напротив, можно предположить, что это был обдуманный и вполне искренний шаг. В пользу такого рассуждения говорит любопытная легенда, ещё не так давно бытовавшая в Войтовцах. Согласно ей, в местной церкви до самого её разрушения в середине 1930-х гг. хранилась икона Успения Богородицы, подаренная Андрею Достоевскому самим Александром Васильевичем Суворовым. С 15 июля по 6 августа 1794г. знаменитый русский полководец квартировал совсем рядом – в Немирове, занимаясь расформированием польских частей на только что присоединённых к России территориях. Дарение иконы, как некий поощрительный жест сочувственно настроенному священнику, в этих обстоятельствах было весьма уместно.

Андрей Достоевский был весьма незаурядной личностью. Именно ему приписывается авторство одной из покаянных песен, вошедших в «Сборник благоговейных, покаянных и умилительных песен» (Богогласник), изданный в 1790г. «в святей Лавре Почаевской тщанием иноков чину Святого Василия Великого». Имеющаяся здесь под №215 песня выполнена в форме акростиха, первые буквы начальных строф которого читаются как «ДОСТОЕВСКИ». Один из редких экземпляров этой книги сейчас находится в Государственном литературном музее в Москве.

В то же время брат деда писателя Ян (Иван) Достоевский в тех же краях был отстранен от служения за стойкую приверженность униатству.

Сын Андрея Достоевского Михаил (1787-1839), по принятой традиции должен был наследовать духовную стезю отца, но, прервав учебу в семинарии, возможно без благословения родителя, отправился в Москву, где поступил в Медико-хирургическую Академию. Им были прерваны всякие связи с оставшимися на Украине Достоевскими. Почему это случилось, неизвестно, но, по воспоминаниям его внучки Любови Достоевской, он говорил своим детям об отсутствии у них однофамильцев.

К чести Михаила Андреевича Достоевского надо отметить, что, успешно подымаясь по карьерной лестнице, он восстановил дворянство для себя и своих детей.

Окончив ускоренным курсом Военно-медицинскую академию, Михаил Андреевич принял участие в Отечественной войне 1812 года, показав себя умелым и мужественным специалистом. В мирное время, став лекарем Московской Мариининской больницы для бедных, он выслужил чин коллежского асессора, что вместе с награждением его орденом Анны третьей степени давало ему право на звание потомственного дворянина.

Его старанием и попечением все четыре сына получили хорошее образование. Однако, хотя оба старших сына Михаил и Фёдор получили инженерное образование: один в Ревеле, другой – в Петербурге, им не суждено было служить на этом поприще. И Михаил Михайлович и Фёдор Михайлович выбрали другой путь – они стали литераторами.

Михаил Михайлович Достоевский (1820–1864) известен как поэт, прозаик, драматург, переводчик. Он вместе с Фёдором Михайловичем издавал и был редактором журналов «Время» (1861–1863) и «Эпоха» (1864). Наиболее значимы переводы М.М. Достоевского из Гете, Шиллера, Гюго.

Два младших сына Михаила Андреевича были по образованию архитекторами.

Андрей Михайлович Достоевский (1825–1897) всю свою трудовую жизнь посвятил архитектурному делу, исполнил большое количество казённых, церковных и частных построек в различных местах России. Но основная часть его трудовой деятельности была отдана ярославскому краю. Здесь он прослужил четверть века с 1865 по 1890г., сначала по 1867г. в должности губернского архитектора, а затем губернского инженера, руководителя строительного отделения Ярославского губернского правления.

Николай Михайлович Достоевский (1831–1883) служил сначала в Ревеле, затем в Петербурге. До нашего времени сохранились его постройки в Петербурге: особняк П. Копылова (1862) на ул. Правды, д.20; доходные дома на Среднем проспекте Васильевского Острова – д. №№ 22 (1882 год постройки) и 76 (1878–1879 годы постройки).

В роду Достоевского было много замечательных деятелей на разных общественных поприщах – священников, учёных, врачей, литераторов, историков культуры, архитекторов, статистиков etc. В истории этого рода так или иначе отразились практически все перипетии национальной истории второй половины минувшего тысячелетия, и этот род по праву называют «живой моделью» истории России. Доказательством тому – биографии всего лишь нескольких Достоевских, которые мы приводим в этой работе.

Александр Андреевич Достоевский (1857–1894), племянник писателя. Доктор медицины. Приват-доцент по кафедре гистологии и эмбриологии в Военно-медицинской академии в Петербурге. Диссертацию на степень доктора медицины защитил в 1884году. В своих исследованиях Александр Андреевич предвосхитил открытия современной медицины. Он первым описал половинный набор хромосом в клетках животных. Александр Андреевич рано скончался. Газета «Врач» так отозвалась на его кончину: «Преждевременная смерть, унёсшая Александра Андреевича, составляет тяжёлую потерю, как для Академии, так и вообще для всей русской науки, лишившейся одного из своих самых трудолюбивых и добросовестных деятелей».

Андрей Андреевич Достоевский (1863–1933), племянник писателя. Статистик-географ, действительный статский советник. В 1880г. деятельный участник первой переписи населения Российской Империи. Редактор Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, с 1900г. заведующий статистическим разрядом в Министерстве народного просвещения и одновременно, с 1901 по 1914г. учёный секретарь Русского географического общества. Редактор «Известий» Общества. Автор обширного биографического очерка о выдающемся русском путешественнике и ученом П.П. Семёнове-Тян-Шанском.

В большим вниманием относился ко всему, что связано с историей семьи и, прежде всего, личности и творчества своего великого родственника – Фёдора Михайловича Достоевского. В 1930 году редактировал  «Воспоминания» своего отца – Андрея Михайловича. Эта книга до сих пор остаётся единственным и важнейшим биографическим источником о детских годах Достоевского.

В ноябре 1930 года, будучи учёным хранителем Института Пушкинского дома (Институт русской литературы Академии Наук СССР), был арестован «по делу академиков» и отправлен в лагерь на строительство Беломорско-Балтийского канала. Предположительно, благодаря ходатайству А.В. Луначарского, был освобождён «по случаю 50-летия со дня кончины Ф.М. Достоевского».

Милий Фёдорович Достоевский (1884–1937), внучатый племянник писателя, внук его старшего брата Михаила. В 1909 году окончил Археологический институт и в 1910 году специальные курсы Лазаревского института в Москве. Историк культуры, учёный-востоковед, он опубликовал ряд книг и статей по восточному искусству, в том числе и книги «Быт и старина Средней Азии» и «Суздаль», вышедшие в Москве в 1917-19 годах.

Примечательна судьба внука двоюродной сестры Ф.М. Достоевского – Феодосия Григорьевича Добржанского (1900-1975), одного из крупнейших биологов XX века, генетика и эволюциониста. Ученик В. Лучника и Ю. Филиппченко, он явился создателем экспериментальной генетики популяций и синтетической теории эволюции. В 1920-х годах, эмигрировав за границу, стал одним из ближайших сотрудников создателя хромосомной теории наследственности Т. Моргана в Колумбийском университете.

Среди тех представителей рода, которые после 1917 года остались в Советском Союзе, заслуживает внимания Мария Владимировна Савостьянова (1894–1982), внучатая племянница писателя. Многие годы она работала в Физико-математическом институте им. В.А. Стеклова и Оптическом институте им. С.И. Вавилова в Ленинграде.

Доктор физико-математических наук. В домашнем архиве Мария Владимировна сохранила многие ценные документы и семейные реликвии своего деда – Андрея Михайловича Достоевского и при открытии Музея Достоевского в 1971 году передала их в фонды Музея.

Носителями родовой фамилии на сегодняшний день в России остались только потомки Фёдора Михайловича Достоевского. Из четырёх его детей род продолжил только сын Фёдор Фёдорович (1871-1922). Соня и Алёша Достоевские умерли в раннем детском возрасте, а Любовь Фёдоровна (1869–1926) не была замужем, детей не имела. Она известна как писательница, автор книг «Больные девушки», «Адвокатка», «Эмигрантка». Но наибольшую ценность до сегодняшнего дня представляют её воспоминания об отце «Достоевский глазами своей дочери» (1920).

Третий Фёдор Достоевский (1905-1921), внук писателя, умер подростком, заболев тифом. Явно наследуя литературный дар деда, он к шестнадцати годам заявил себя как весьма способный поэт и его ранняя кончина, возможно, оставила Россию без ещё одного Фёдора Достоевского – талантливого литератора.

Второй внук писателя, Андрей Фёдорович (1908-1968), прожил жизнь, во многом типичную для советского человека. Закончив в Ленинграде Политехнический институт, он стал инженером лесотехнической промышленности. После убийства Кирова Андрей Фёдорович был арестован среди тысяч других, но за недоказанностью обвинения вскоре был выпущен на свободу.

В первые дни Великой Отечественной войны внук писателя ушёл на фронт. 29 июня 1941 года он был призван младшим лейтенантом по военной специальности «механик тракторных и танковых двигателей» в ремонтные мастерские танковых войск. Война закончилась для Андрея Фёдоровича в далёкой Манчжурии в 1946 году.

После войны он преподавал в Ленинградском радиотехническом техникуме, но главным делом его жизни было создание Музея Ф.М. Достоевского в Ленинграде и перезахоронение в 1968 году праха бабушки Анны Григорьевны Достоевской, согласно её завещанию, в могилу Ф.М. Достоевского в Александро-Невской лавре. К сожалению, до открытия Музея Достоевского в год 150-летнего юбилея писателя Андрей Фёдорович не дожил. По его замыслу и при его непосредственном участии создавался альбом «Ф.М.Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах». Но вышел он только в 1972 году с его именем уже в траурной рамке.

Дмитрий Андреевич Достоевский – сын Андрея Фёдоровича и правнук великого писателя родился в 1945 году в Ленинграде. После смерти отца продолжил его хлопоты по открытию Музея в Ленинграде, а затем Музея Ф.М. Достоевского в Старой Руссе. Он является непременным участником традиционных научных конференций в Музеях Достоевского в этих городах, участником Симпозиумов Международного общества Достоевского, активно занимается историей рода. Является консультантом в Музее Достоевского в Петербурге и членом учёного совета Музея.

Наследственность, то есть отклик предков в личности потомка, ставит его в первый ряд тех будущих поколений, к которым обращался русский гений. Таким образом потомки несут ответственность за существование в своём роду великого человека. Тонка ветвь писателя в древе рода Достоевских, но теперь единственный сын правнука Алексей Дмитриевич Достоевский (род. 1975) растит уже трёх прапраправнучек: Анну (род. 2000), Веру (род. 2001) и Марию, появившуюся на свет в год 500-летия рода Достоевских – 2006.

Надо сказать, что Фёдор Михайлович Достоевский интересовался своими предками, знал историю зарождения рода. Известно, что его жена Анна Григорьевна, по его поручению, посылала запросы о Достоевских, живущих на землях Полесья. Но, увы, они возвращались с отрицательным ответом.

Только в начале XX века началось систематическое научное изучение рода Достоевского, предпринятое разными учёными. Одно из них, наиболее полное, выполнено М.В. Волоцким, издавшим в 1933 году книгу «Хроника рода Достоевского. 1506 – 1933».

Труд Волоцкого имеет непреходящее значение, поэтому, значительно дополненное новыми разысканиями современных учёных: Игоря Волгина, Николая Богданова, Бориса Тихомирова – оно будет переиздано в ближайшее время и посвящено 500-летнему юбилею рода Достоевского.

Соединение имени Ф.М. Достоевского, гения мирового значения, и исключительно «круглой» даты – 500 лет, делают этот юбилей поистине единственным. В обозримом будущем повторения подобного юбилея не предвидится. Поэтому Российское общество Достоевского придавало особое значение идее широкомасштабного и достойного празднования уникальной даты. Был создан комитет по празднованию 500-летия рода Достоевского, возглавил который правнук писателя Дмитрий Андреевич Достоевский, разработана большая программа мероприятий в различных российских городах, не только связанных с историей рода, но и являющихся центрами современного достоеведения: Санкт–Петербурге (организатор – заместитель директора Музея Достоевского Б.Н. Тихомиров), Москве (организатор – доктор филологически наук профессор И.Л. Волгин), Старой Руссе Новгородской области (организатор – директор Дома-музея Достоевского В.И. Богданова), Петрозаводске (организатор – доктор филологических наук профессор В.Н. Захаров), Коломне (организатор – доктор филологических наук профессор В.А. Викторович).

«Комитет-500» видел свою задачи в том, чтобы привлечь внимание общественности к важным страницам российской истории, актуализировать идею личных усилий отдельного человека, семьи, рода в государственном и культурном созидании, напомнить о духовных ценностях, которыми испокон веку укреплялось и направлялось национальное существование России, дать пример значимости и ценности генеалогических исследований как основы личной и общенациональной культурной памяти.

Центром по проведению юбилея стал Санкт–Петербург, город, неразрывно связанный с именем Ф.М. Достоевского.

Главным мероприятием года стала традиционная Международная конференция в петербургском Музее Достоевского «Достоевский и мировая культура». В этом году она прошла под знаком 500-летнего юбилея. Доклады, прочитанные на специальной секции, ещё раз подчеркнули значимость и важность этой темы в науке о Достоевском и определили её дальнейшее развитие.

Закончилась Конференция концертом в историческом зале им. А. Глазунова Санкт-Петербургской Консерватории. Была подготовлена программа из произведений, которые слушал или упоминал в своих произведениях Ф.М. Достоевский. Исполнялись произведения И.С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, В.А. Моцарта, М. Мусоргского и П. Чайковского. Этот концерт был данью памяти музыкантам из рода Достоевских, и, прежде всего, Фёдору Михайловичу Достоевскому-младшему – племяннику писателя. Он учился у известного пианиста и педагога Антона Рубинштейна в петербургской Консерватории, а впоследствии возглавлял Саратовское отделение Российского музыкального общества и сделал многое для развития музыкальной культуры в русской провинции.

6 октября 2006 года, в день 500-летия рода Достоевского, в Музее Достоевского открылась выставка «Род Достоевских в истории России», организованная при участии литературных и исторических музеев города. Главным экспонатом выставки стало родословное древо Достоевских. Внимание посетителей привлекали и раритеты, полученные из древлехранилища Пушкинского дома (Института русской Литературы РАН) – «Богогласник» с акростихом Андрея Достоевского и Евангелие XVI века с автографом «Роман Достоевский».

День 6 октября был отмечен ещё одним значительным событием: на Смоленском православном кладбище в Петербурге после реставрации был открыт мемориальный комплекс восстановленных захоронений младшего брата писателя А.М. Достоевского и его детей.

Совместно с ФГУП «Почта России» и Издательско-торговым центром «Марка» был выпущен 500-тысячный тираж почтовых конвертов с символикой юбилея рода Достоевского.

Огромное количество интересных, значительных и важных мероприятий прошло в российских городах в 2006 году. Организаторы сумели объединить вокруг юбилея не только специалистов, учёных и почитателей творчества Достоевского, но и привлечь внимание властных структур. Так, в Петербурге все мероприятия проходили при организационной поддержке Законодательного собрания города, Распоряжением Администрации Новгородской области 2006 год был объявлен на территории области годом Достоевского, Правительство Москвы поддержало проведённый в декабре Фондом Достоевского II Международный Симпозиум «Русская словесность в мировом культурном пространстве», главной темой которого было 500-летие рода Достоевского.

Очень ярко, выразительно был отмечен юбилей в Ярославле, Томске, Коломне, Петрозаводске, Уфе. Издавались книги, монографии, организовывались художественные выставки, публичные лекции, семинары и ещё многие, многие замечательные дела. Одним из первых по времени откликом на эту дату стала инсценировка грузинским Драматическим театром по роману «Записки из Мёртвого дома». А премьера спектакля состоялась в Омске, в Доме Культуры, стоящем на месте бывшего острога, где отбывал каторгу Достоевский.

В Московском музее Ф.М. Достоевского, как известно, располагающемся во флигеле бывшей Мариинской больницы бедных, где прошли детские годы писателя, в ноябре 2006г. открылась выставка, посвященная 500-летию славного рода. На ней были представлены уникальные экспонаты из собрания Государственного литературного музея и личной коллекции исследователя рода Достоевских Н.Н. Богданова. Посетители Музея могли увидеть изображение герба Достоевских, фотокопию иконы Львовской Божьей Матери, перед которой в 1624г. возвратившийся из турецкого плена Стефан Достоевский в благодарность за освобождение повесил отлитые из серебра символические цепи, первое издание «Богогласника» 1790г., содержащее покаянную песню в форме акростиха, читающегося как «Достоевски». В своё время эта книга принадлежала младшему брату писателя – А.М. Достоевскому, о чём свидетельствует его владельческая надпись. Здесь же были представлены пастель М.М. Достоевского, изображающая его семью, черновой вариант родословной росписи, составленный в начале 1920-х гг. А.А. Достоевским для автора книги «Хроник рода Достоевского» М.В. Волоцкого, фотографии села Достоева, давшего наименование роду, украинских сел Секуня, Клычковичей, Скалы и Войтовцов, где в разное время селились предки писателя, а также церкви Параскевы Пятницы, построенной в начале 1860-х гг. двоюродным братом писателя священником Антонием Черняком. Кроме того, экспонировались семейные фотографии Достоевских, личные вещи внука писателя А.Ф. Достоевского и многое другое. Для посетителей «Осенних вечеров на Божедомке» куратор выставки Н.Н. Богданов провел несколько обзорных экскурсий.

Чрезвычайно важно то, что юбилей рода Достоевского укрепил связи историков, краеведов, архивистов, музейщиков Белоруссии, Украины и России.

Исследование по архивным документам этапов жизни и деятельности таких древних родов как род Достоевского, даёт обширный материал пытливому исследователю для выявления связей истории поколений с общей историей развития наций. Вектор миграции этого рода совпадает с вектором взаимопроникновения и взаимовлияния трёх славянских народов, белорусов, украинцев и русских. Нынешние представители рода живут в разных концах бывшей Российской империи, формально принадлежа к разным народностям. Сегодняшнее разделение этих народностей никак не может быть логическим итогом изучения жизни представителей этого рода в национально-историческом аспекте и даёт достаточное основание рассматривать это разделение как временное, конъюнктурное, бесперспективное. Фёдор Михайлович Достоевский считал любое разделение обмерщвлением и стремился в своих произведениях к синтезу как животворящему явлению. Принадлежа этнически и культурно к русской нации, он заявлял: «Братство различных национальностей есть великая, прекрасная самая русская вещь, то есть самая русская цель. Это впоследствии все поймут, что это одна из главных русских целей».