Литературно-художественный альманах

Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.

"Слово к читателю" Выпуск первый, 2005г.


 

 Выпуск шестой

 Сибирь – Казахстан

Патриотизм живой, деятельный именно и отличается тем, что он исключает всякую международную вражду, и человек, одушевлённый таким патриотизмом, готов трудиться для всего человечества, если только может быть ему полезен.

Николай Александрович Добролюбов

Сеит Каскабасов[1]

ЕВРАЗИЙСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОХРАНЕНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО СОГЛАСИЯ

Вот уже 14 лет Казахстан живёт как суверенное, независимое государство, в котором царят политическая стабильность и межэтническое согласие. Огромная заслуга в этом, несомненно, принадлежит первому Президенту республики Нурсултану Назарбаеву, который проводит взвешенную национальную политику. Велика также роль Ассамблеи народов Казахстана, объединившей в единое ядро национально-культурные центры, играющие активную роль в развитии языков и традиций живущих в Казахстане народов и национальностей.

Наряду с этим немаловажное значение в сохранении межэтнического согласия имеет евразийская ментальность, присущая двум ведущим этносам страны – казахам и русским, от психологического настроя которых многое зависит в политической жизни нашего государства.

В менталитете этих двух наций наличествует много общего, выработанного не только историческими и культурными обстоятельствами, сформированными многовековой их совместной жизнью. Общая для них ментальность является также плодом условий их жизни, протекавшей на огромных просторах Евразийского континента, с его бескрайними степями и лесами, требовавшими от людей неимоверных усилий и энергии, чтобы обеспечить себя какой-нибудь достойной жизнью. Именно это сформировало в течение многих тысячелетий т.н. евразийскую ментальность, рудименты (реликты) которой наиболее отчётливо сохранились в психологии, характере и поведении современных казахов и русских.

Суть евразийской ментальности следующая:

– примат коллективного над индивидуальным;

– примат духовного над материальным;

– толерантность и терпимость;

– открытость и доверчивость;

– непритязательность и неприхотливость.

Вот основные черты характера и психологии двух евразийских этносов, помогающие им жить дружно и в ладу между собой в течение многих веков. Эта ментальность и ныне играет свою позитивную роль в сохранении межэтнического согласия в нашем полиэтническом государстве.

Возникновение и формирование у двух евразийских этносов такой ментальности обусловлено, с одной стороны, их социально-исторической жизнью и географическо-климатическими условиями.

Как известно, древние славяне, чтобы обеспечить себе жизнь, были вынуждены осваивать огромные лесные массивы. И это долго сохраняло общинную жизнь и общинное землепользование, продлившиеся до конца ХIХ века.

И у предков современных казахов жизнь была нелёгкой. В бескрайних степях они тоже были вынуждены жить общинно-родовым строем, и имели общинную собственность на землю. Такой образ жизни сохранился у казахов до 20-х годов ХХ столетия.

Естественно, в таких условиях у людей с детства развивалось и оставалось на всю жизнь чувство коллективизма, ставившее интересы общины или рода выше собственных, индивидуальных. Все свои поступки люди подчиняли и сверяли с общепринятыми в общине нормами и не выходили за их рамки. Индивидуальное было загнано во внутрь человека и всегда отвергалось, порой и каралось обществом. Такое положение дел имело место при советском строе, где интересы государства, коллектива ставились выше индивидуальных. Это тоже в какой-то мере сыграло роль в сохранении евразийского примата общественного над индивидуальным.

И если в недавнем прошлом примат коллективного над индивидуальным воспринимался как негативное явление, то в настоящее время, надо признать, он имеет объективно позитивную роль. Именно эта черта характера позволяет людям сознательно ставить интересы общества выше своих, подчинять свое эго общепринятым нормам поведения и жизни в государстве.

Замечательным качеством в евразийской ментальности является примат духовного над материальным, и оно тесно связано с менталитетом, ставящим коллективное выше индивидуального. Указанное качество также сформировано условиями жизни предков современных казахов и русских. Древние степняки, жившие в жестоких климатических условиях, выработали в себе стойкий характер, позволявший им выносить любые невзгоды, не обращая внимания на нужды и мелочи жизни. В жестокой борьбе за жизнь им не было надобности собирать материальные блага и заниматься скопидомством. Они не были притязательными и прихотливыми, довольствовались тем, что имели. Вместо материальных благ они предпочитали духовное богатство, создавали множество интересных сказаний, обычаев и традиций, которые не только украшали, но и регламентировали их социальную жизнь, нормы поведения и поступки.

То же самое можно сказать и о предках современного русского народа. Вырубка больших лесных массивов и обработка очищенных от леса земель происходили в жесточайших климатических условиях. Славяне также заботились больше о духовной сфере жизни, нежели о накоплении материальных богатств. Огромное количество народных сказаний и суеверий о леших, русалках, о богатырях и крестьянах свидетельствует о том, что и русский народ ставил духовное начало выше материального. Непритязательность и неприхотливость – тоже одна из черт характера русской нации.

Для евразийских народов, живущих не в глубинной Европе и Азии, характерны толерантность, открытость и доверчивость. Эти черты характера особенно ярко обнаруживаются в менталитете казахов и русских. Терпимость к чужим религиям, к разноязыким соседям является следствием открытости и доверчивости обоих народов. Конечно, и эти качества имеют свои историко-социальные корни. Ещё в раннем средневековье в Казахстане мирно уживались люди, проповедовавшие ислам, христианство, буддизм и иудаизм. В нашей стране никогда не было конфликтов, вызванных религиозной нетерпимостью. И в России русское православие не изгоняло людей иной веры. Надо полагать, что такая толерантность также обусловлена огромными просторами Евразийского континента, подарившего своим жителям широту души и открытость, как сами просторы, доверчивость, как сама природа, подлинным детищем которой были евразийские народы.

Думается, что такая сформированная веками евразийская ментальность, как характерная черта евразийских наций, выступает в настоящее время одним из главных факторов сохранения межэтнического согласия в нашей стране. Она, евразийская ментальность, требует пристального внимания и глубокого изучения. Наша же задача заключалась в том, чтобы наметить основные аспекты этой проблемы и обратить на неё взоры специалистов.