Литературно-художественный альманах

Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.

"Слово к читателю" Выпуск первый, 2005г.


 

 Выпуск шестой

 Сибирь – Молдова – Румыния

Наука не имеет отечества.

Луи Пастер

Аксиния Красовски

НАУЧНЫЙ ПЕРЕПОЛОХ ВОКРУГ ЭТНОНИМА «ЛИПОВАНЕ»И ЕГО НАРОДНАЯ ЭТИМОЛОГИЯ

На протяжении нескольких столетиий своего существования старообрядчество породило целый ряд наименований, причём происхождение некоторых из них ставит до сих пор исследователей в затруднение. Так, этнониму «липоване» под этим названием известны старообрядцы, проживающие на сегодняшней территории Румынии, Украины, Республики Молдовы и даже Болгарии, посвящено уже очень много работ, как русских и румынских учёных, так и иностранных, где излагаются самые разные предположения. Неугасающий интерес к этому вопросу объясняется тем, что данное понятие таит в себе немало необъяснимого с научной точки зрения.

Многие авторы, перенимая те или иные версии о происхождении термина, осваивают их, не вникая в историю и специфику этого этноса или вовсе игнорируя духовное своеобразие старообрядческих общин. Так, например, писатель П.И. Мельников-Печерский, большой знаток первоначальной истории русского старообрядчества, утверждает, что «заграничных старообрядцев стали звать филиппонами», а потом сокращенно – липованами, слово, которое происходит от имени Филиппа, основателя одного из беспоповских согласий: филипповцы – филиппоны – липоване. И заключает: «Филиппоны и липоване – это не название согласий, а более географический термин»[1]. Известный румынский лингвист, Виктор Васченко, переняв эту версию, уверяет, что «русские-липоване – это совокупность колоний, формировавшихся староверами, преемниками Филиппа, которые располагаются местами на протяжении западного пограничья бывшей русской империи досоветского периода, т.е. от Балтийского до Черного моря»[2].

Противником данной версии выступает Феодор Кирилэ, лингвист и этнолог, выходец из среды старообрядцев Румынии, который посвятил этому вопросу целый ряд работ[3]. Он утверждает, что термин филиппоны совершенно не основательно присваивается всем заграничным старообрядцам. При этом, Ф. Кирилэ приводит следующие аргументы:

– единственная община, отделившаяся от поморских беспоповцев филипповского согласия и существующая сегодня в Польше, где её члены известны под названием филипоны (но не липоване), никогда не имела никакого отношения к русским старообрядцам, поселившимся на территории Румынии, которые принадлежали почти все ветковскому поповскому согласию, находясь постоянно в сношении с Веткой;

– Филипп Олонецкий – основатель беспоповского согласия учил, что для избежания будущего вечного огня, надо принести себя в жертву на земле и очиститься вольным мученичеством. Учение о самосожжении, как и другие учения беспоповцев-филипповцев, старообрядцы-поповцы категорически отвергали;

– хронологически, беспоповское филипповское согласие стало распространяться за границей России уже после 1743 года, т.е. после кончины самосожжением инока Филиппа – руководителя данного согласия, в то время как на территории Румынии, по мнению Ф. Кирилэ, русские старообрядцы были известны под названием липовани намного раньше и все они были поповцами;

– очень небольшая группа беспоповцев – федосеевцев, а не филипповцев – появилась в Буковине (в с. Климэуць) лишь в 60-е годы 19 века и была основана Павлом Прусским (1821-1885).

В свою очередь, Ф. Кирилэ выдвигает собственную – топонимическую версию, – согласно которой этноним липоване стал впервые употребляться на территории Буковины и происходит от названия селения Липовень (рум. Lipoveni), расположенного на землях монастыря Драгомирна, где в то время был густой липовый лес, и где поселились первые старообрядцы Румынии.

Известно, что первая документальная аттестация упомянутого селения относится к 1924 году; селение называлось тогда Соколинцы, а когда оно было перенаименовано в Липовень, нигде не уточняется. В «Сказании о староверцах, живущих в Молдавии», повествуется, что в 1742 году, по доносу одного чиновника-взяточника, соколинские старообрядцы были вызваны в столицу Молдовы, Яссы, где «давали объяснения о себе и о своих верованиях». Их представитель, инок Тихон, свидетельствовал: «Мы пришли в сию Волошину (т.е. Валахию) в лето 7232 (т.е. 1724г.) во дни господаря Михаила – воеводы всей Молдавии»[4]. «В то время, – утверждает Ф. Кирилэ, – наряду с названием Соколинцы, в употреблении местных жителей-румын было уже и второе его название – Липовень»[5]. Но Ф. Кирилэ предлагает и другое объяснение: термин липоване образован от русского существительного липа и происходит от липового леса, где осели первые старообрядцы. Способ называть жителей по характеристикам места или территории, где они проживают, широко распространён как у русского, так и у румынского народов.

С тем фактом, что это название пошло не от самих русских старообрядцев, а от других, и лишь потом они стали именовать себя липованами, согласны почти все исследователи.

Севастиян Феноген, хороший знаток истории казаков-некрасовцев, бывший депутат Общины русских-липован в Румынии, утверждает даже, что это прозвище было распространено украинцами, в особенности казаками-запорожцами, столь долго враждовавшими с некрасовцами Добруджи. «Добруджские старообрядцы, руководствуясь христианской идеологией, никогда не признавали возможности самоубийства при каких бы то ни было обстоятельствах. Они не избегали смерти, если это было наказанием за их веру со стороны властей или официальной церкви, считая это подвигом за истинное православие, но самоубийство по каким бы то ни было соображениям церковь категорически запрещала, и сейчас запрещает. Самоубийцы не достойны христианских похорон, погребения по ним не служат, а на кладбище им отводят отдельный уголок.

Гордые казаки-некрасовцы также не признавали самоубийства, и поэтому намёк запорожцев на их принадлежность к секте самосожигателей звучал для них особенно оскорбительно.»[6] С. Феноген пытается даже установить приблизительное время и причину присвоения старообрядцам названия липоване. Он замечает, что в декрете австрийского императора Иосифа II от 9 октября 1783-го года буковинские старообрядцы, переселившиеся из низовьев Дуная, названы ещё старообрядцами, а уже в 1844-ом году, в указе Фердинанда, они названы липованами («липованская грамада»). Причиной этому послужили дипломатические соображения, поскольку, разрешая старообрядцам учредить в Буковине собственную иерархию, Австрия старалась не входить в конфликт со своим соседом, Россией. Таким образом, термин липоване стал использоваться для «покрытия» русских, оказавшихся за границей, которые посмели сохранить свой великорусский язык, старую православную веру, обряды и обычаи, но которых Россия не признавала.

Сами носители этого названия объясняют его укрывательством от преследователей в липовых лесах. Александр Пригарин, видный украинский историк, приводит в доказательство записи начала XX-го века: «Пётр I сильно старообрядцев притеснял – тогда предки наши скрывались в липовых лесах, и на свои советы собирались под липами. Отседова и липоване пошли.»[7] «Когда Петр правил, в России было гонение. Они бросали всё и выехали в леса липовые. Поэтому и называли липоване. Ещё генерал Тучков был. К нему сюда и приехали, и жили. Когда война из турками була. А воеводой был Некрасов или начальник какой»[8].

Ф.В. Тумилевич – известный исследователь быта и фольклора старообрядцев-липован – приводит предание, бытующее у казаков-некрасовцев майноского происхождения: «Был такой человек в Рассее – инарал Липен, держался он старой веры. Собрал он мужиков, кто держался старой веры, да повел он свой народ на Дунай, в Рамынию. Не помирился он с царем из-за веры. Липен не схотел, чтобы его люди усы, бороды брили, тютюн пили, а царица принуждала до того дела... Когда Липен привел на Дунай свой народ, там наши казаки были, что ушли от Игната, только их мало, они перемешались с липованами»[9]. Настоящая версия указывает на то, что не все казаки-некрасовцы признавали для себя это прозвище, считая его унизительным, а себя – особенной группой старообрядцев. Но есть и мнения в народе, согласно которым признаются оба этнонима: «Некрасовцы мы от того, што эту землю выкупил Некрасов. А липоване потому, што предки наши селились тут, у Некрасова, в липовых рощах. Так старики нам рассказывали.»[10] «Люди сюда набегали. Липа где-то была. От этого и пошли липоване. Это было, когда Некрасов здесь бывал. Некрасов был липованином. Землю давал только липованам. Липоване и некрасовцы – это одно и то же»[11].

 

Наиболее адекватной и правдивой версией Ф.В. Тумилевич считает следующее предание, записанное им в 1959г. в Старой Некрасовке: «При Петре I во время гонения на старообрядцев последние носили маленькие иконы на груди (вместе с нательным крестом), написанные на липовых дощечках. По этим иконкам старообрядцы узнавали друг друга»[12]. Ал. Пригарин приводит пример, где нашли своё отражение все три предыдущие версии: «Перво мы вышли у леса. От царицы Катерины в леса ушли. И там они леса липовые были. И иконы там выписывали – оттого иконы у нас все липовые. И за то говорят, што липованцы. Знали, што нас генерал вывел. А какой генерал? Некрасов. Некрасов пашол туды (в Турцию), а Липен сюды у Рамынию. Мы 400 лет живем»[13].

 

Как правило, такие рассказы, бытующие в народе, объясняют самобытность названия, его происхождение, раскрывая сложные процессы и специфические условия формирования группы. Эта форма этнонима, которая породила столько вариантов народной этимологии, оказывается малопонятной даже для её носителей.

«Липоване – я сам не знаю, почему на нас говорят. Мы все из Рассеи – одинаковые (...) И так наши пошли в Туречину и по всем свете рассыпалися. Так мне дедушка говорил. Липоване наши называлися сначало, построились там на Сарикее, тамотка оне. Иконы делали из липы. Дерево называется липа. И потом говорят на наших липоване, што иконы их были из липы. И за то липоване стали на наших говорить»[14].

За неимением ясной этимологии для термина липоване, в народе появились обьяснения мифологического характера. Так, в предании, записанном исследовательницей Р. Богомольской в городе Кагул, говорится: «Жили старик со старухой далеко от людей. Посадил старик липу. Вокруг той липы стали селиться люди. Их и назвали липованами»[15]

По существу сам термин «липоване» уже давно отражает принадлежность не только к какому-то религиозному согласию староверов, но и к этнической группе, отделившейся от общенациональной общности вследствие тех огромных сдвигов, которые произошли в быту и в сознании русских-липован Румынии за последнее время.