|
Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.
Выпуск первый
Владимир Каганов
ВЕЛИКИЕ ФИЛОСОФЫ
Цикл сонетов
История философии насчитывает множество славных имён, большинство которых ныне известно лишь специалистам. Однако в западной культуре есть примерно 100 великих философов и мыслителей, имена которых должен знать любой образованный человек. Условно говоря, это духовные учителя Европы, давшие ей основные идеи и принципы её самосознания, – от Гераклита до Хайдеггера. Было бы весьма желательно также представлять себе, в чём заключается их вклад в духовную жизнь человечества.
Увы, то скудное философское образование, которое даётся в наших вузах, делает эту задачу практически невыполнимой. Как можно привлечь внимание студентов к этим величественным и далёким фигурам прошлого? Как можно зажечь души студентов их идеями, их проблемами, их поисками? Наиболее доступный способ достичь этого – приблизить к нам человеческий облик мыслителя, реалии его жизни, какие-то факты биографии, тесно связанные с его духовными поисками. Идеи ожившего для нас человека сами становятся живыми, увлекаясь им, мы невольно проникаемся его размышлениями и поисками. Лучшее введение в философию Гегеля – биография Гегеля. Хотя в литературе есть немало таких биографий, вряд ли они доступны студентам, – у них просто нет времени на подобное чтение.
А нельзя ли дать краткие, но выразительные портреты великих философов, допустим, в виде цикла стихотворений? Вот так и родился замысел цикла сонетов «Великие философы». Вы уже познакомились с ними, так что можете сами судить о том, насколько удалась мне эта затея. Конечно, было бы правильнее начать цикл с античных философов, – но так уж получилось, что я начал с Декарта, а позже уже не было времени вернуться к этой работе – а, может быть, настроения. Конечно, следовало бы довести галерею этих портретов до конца ХХ века – но, увы, причины те же… Я не теряю надежды на то, что мне ещё удастся осуществить этот замысел в полном объёме – от античности до наших дней. Возможно, эти стихи будут интересны не только изучающим философию, но всем мыслящим, интеллигентным людям. Возможно, они даже пробудят у них интерес к более серьёзному знакомству с творчеством данных философов. Во всяком случае, сам я получил несомненное удовольствие от этой работы – и это уже оправдывает затраченные усилия. Конечно, меня интересовало мнение профессиональных философов о моём скромном опыте. К моей радости, первый же философ, которому я показал мой труд, – доктор философских наук, профессор И.С. Алексеев – отозвался о нем с большой похвалой. Другие отзывы были тоже более чем лестны для меня. В конце концов, я решил, что мой труд созрел для публикации. Теперь он перед Вами.
В. Л. Каганов, 10 марта 2005 г.
ДЕКАРТ
Картезианство нынче снова в моде.
Рене Декарт, французский офицер,
По-моему, подал дурной пример,
Подсунув геометрию Природе.
Учил и Пифагор в подобном роде,
Но Пифагор был всё же не Гомер.
Нелепа мысль, что форма и размер
Содержат дух, как масло в бутерброде.
Где жизнь в упадке, торжествует разум.
Но дуализм кончается маразмом,
Поскольку всё же: vivo ergo sum.
Суровый климат погубил Декарта.
Как выяснилось, Швеция - не Спарта.
Не сладив с телом, пал великий ум.
ПАСКАЛЬ
Природа не боится пустоты.
Но сам Паскаль всегда её боялся.
Поэтому, возможно, он остался
У янсенистов, где от суеты
Нашёл спасенье. Лучшие цветы
Своей души, как сам он выражался,
Он в «Мыслях» воплотил. Но смена галса
Преобразила берега черты…
Иная жизнь, созвездия иные
Ему открылись. Может быть, впервые
Он понял, что таится в бездне Бог.
И он постиг: от бездны нет спасенья!
У мыслящего бедного растенья
От этой мысли разум изнемог.
СПИНОЗА
Барух Спиноза, тихий иудей,
Хотел во всей природе видеть Бога.
Эвклидов метод - слабая подмога,
Чтоб мир собрать из модусов идей.
Но, одержим задачею своей,
Он линзы шлифовал не хуже слога,
И ни голландский клир, ни синагога
Осилить не смогли натуры сей.
Он, в сущности, прожил, как чистый мальчик.
И если чистота хоть что-то значит
На неподкупных Господа весах,
Я думаю, ему простится метод,
Поскольку всё же прав Спиноза где-то,
Усматривая вечность на часах.
ЛЕЙБНИЦ
При Брауншвейгском герцогском дворе
Философу жилось не очень сладко.
Но дух немецкий требует порядка
И, так сказать, гармонии in re.
А посему весь божий мир - тире -
Свести необходимо без остатка
К гармонии; подобная догадка
Для Лейбница есть ключ ко всей игре.
Но как же сладить со свободой воли?
А вдруг монады выбьются из роли -
И вдребезги гармония тогда!
Несовершенство методов допроса
Мешало разрешению вопроса -
Осталась тайна тайной навсегда.
КАНТ
Суровый Кант не одобрял сонета.
Ему не позволял императив
Излиться, чувством разум оперив,
В свободную фантазию поэта.
А так как ни Лаура, ни Джульетта -
Италии пленительный мотив -
Им не были допущены в актив,
То не было и повода на это.
Бедняга, он попал в другой капкан.
И Чистый Разум свой имел изъян -
Неразрешимых антиномий язву.
Он так и не сумел их разрешить.
Чтоб за уши поймать двух зайцев сразу,
Агностиком, наверно, мало быть.
ФИХТЕ
Сын сельского ткача был крепкий малый.
Упрям и по-немецки грубоват,
Он Лютеру по духу в чём-то брат,
И для него субъект - всему начало.
У Фихте «Я» свободно полагало
Себя и мир. Но он хитрей, чем Кант:
«Я» и «не-Я» здесь противостоят,
Друг в друге отражаясь, что давало
Намёк на синтез. В самом деле, «Я»,
Творя весь мир, в нём познаёт себя.
Красивое, не спорю, построенье,
Но панлогизмом всё-таки грешит,
Поскольку «Я» - разумный индивид,
И мир тогда - всего лишь представленье.
ШЕЛЛИНГ
Он начинал, пожалуй, как поэт,
Романтик, мистик и натурфилософ.
И голова кружилась от вопросов,
И Абсолют струил предвечный свет.
Но как их сочетать: субъект - объект?
Как шхуну провести меж двух утёсов?
Где Всеединства скрыт желанный остров?
Возможно, в древних мифах дан ответ?
Спасение, конечно, в откровенье!
Но ум его опять поник в сомненье:
Как Дух с Природой воссоединить?
И тот, кто жил высоким вдохновеньем,
Окончил дни свои в полузабвеньи -
Он потерял связующую нить.
ГЕГЕЛЬ
Окончив богословский институт,
Он пастором не стал. Иные дали
Смышлёного Георга привлекали:
Дух, Разум, Универсум, Абсолют.
Он верил: Дух с Природой совпадут!
Он видел мир в логическом кристалле,
Но силой Духа формы оживали -
В самих вещах понятия живут!
Весь мир в диалектическом движенье
Он охватить хотел. И, к сожаленью,
Поверил в то, что вправду охватил.
Ум Гегеля - не Разум Абсолюта
И даже не Всемирный Дух. Вот тут-то
Он главную ошибку совершил.
ШОПЕНГАУЭР
Сын гданьского купца не стал купцом,
Но с юных лет он понял как-то сразу,
Что миром движет воля, а не разум,
И мир, по сути дела, есть фантом.
Он Гегеля поймал уже на том,
Что оптимизма лживого заразу
Тот ставит на сомнительную базу
Прогресса духа - дух-то здесь при чём?
Гримасы духа - это только маски
Слепой стихии, ищущей развязки
И устремлённой в смерть, как свой предел.
Не понятый при жизни, озлоблённый,
К спасительной нирване устремлённый,
Он так её достичь и не сумел.
ФЕЙЕРБАХ
Что не был Людвиг Фейербах Христом,
Доказывать особенно не надо.
Он человек. Ходячая монада.
И материалист при всём при том.
Религия, по Людвигу, фантом
И опиум навроде самосада.
Бог в человеке. С головы до зада
Он чувственный, земной - таким финтом
Мы упраздняем Бога как химеру
И возвращаем человеку веру
В то, что его природа - в нём самом.
Любовь ко всем - особо половая
Людей связует. Это сознавая,
Займёмся созидательным трудом.
КЬЕРКЕГОР
Спекулятивный разум умирал,
И юный Сёрен это ясно видел.
Все тайны были скрыты в индивиде,
Но ключ к разгадке далеко лежал.
Он знал лишь то, что ничего не знал.
Отчаянье заброшенных в Аиде -
Вот наша жизнь. Но veritas in fide:
Иов взывал - и Бог ему воздал.
Познанье, наслажденье, добродетель -
Лишь призраки. Души твоей свидетель
И Судия - один лишь только Бог.
Комичны философские потуги,
Песку подобны знанья и заслуги -
И остаётся вечный диалог.
НИЦШЕ
Классический филолог верил в миф.
Для Ницше жизнь едина с Дионисом
И волей к власти. Под таким девизом
Он возвестил нам свой императив.
Век Заратустры сумрачно открыв,
Он чувствовал себя вторым Улиссом,
Бестрепетно стоящим перед Стиксом,
С сознанием, что он пока что жив.
Он знал, что он последний из великих.
И с отвращеньем в ордах толп безликих
Предчувствовал судьбу своих идей.
Но он своей мечте остался верен:
Ещё придёт прекрасный гордый эллин
Освободить залгавшихся людей.
ДЖЕМС
Уильям Джемс открыл поток сознанья
Как изначальный опыт бытия.
В нём каждый чист, как в плеске волн дитя,
И он первичней всякого познанья.
Наука - это вроде наказанья
Сознания, которое шутя,
Безумствуя, любя или грустя,
Творит свой мир по прихоти желанья.
Вы спросите: но где здесь прагматизм
И тайно скрытый империализм,
Который, как известно, чужд науке?
Что вам сказать? Наверное, он в том,
Что каждый хочет жить. А также в том,
Что жизнь не терпит глупости и скуки.
БЕРГСОН
Анри Бергсон считал, что интеллект -
Не самый умный малый в школе жизни.
Мир, явленный в интуитивной призме,
Богаче, чем игра в субъект-объект.
Мир - творческий порыв, живой аффект,
Бескрайний океан цветущей жизни,
В котором разум ищет механизмы,
Не в силах обнаружить сам эффект.
Смысл жизни - не в познанье, а в дерзанье!
Жизнь - это поиск, схватка, состязанье,
Где победитель получает приз.
(Я верю, что мой грамотный читатель
Поймёт, в чём заблуждается писатель,
И отсечёт реакционный смысл).
МАРКС
Вождь мирового пролетариата
Дорогу к коммунизму указал.
Он мудро диалектику связал
С историей. Звук грозного набата
Он миру возвестил. Придёт расплата -
И рухнет побеждённый капитал!
Но вот что Маркс не до конца познал:
Победа поражением чревата.
Во всём исток противоречья скрыт.
Рабочий класс, возможно, победит -
Но нет у диалектики предела…
Маркс знал, какие силы он призвал -
И призрак по Европе зашагал
До Азии. Мавр сделал своё дело.
ЭНГЕЛЬС
Великого Учителя собрат,
Он создал «Диалектику природы»
И тем упрочил каменные своды
Матерьялизма, дав нам диамат.
Неоспорим бесценный этот вклад
В учение марксизма. Правда, годы
Слегка сместили некие подходы
Сего труда. Науки не стоят
На месте, как известно. Но суть дела
Не в этом. Как природа углядела
Свои законы? Кто ей разум дал?
Даны ль законы эти ей от века
Иль это лишь созданье человека?
Увы, он это так и не узнал.
Октябрь 1982 г.
БРИТАНСКИЕ ФИЛОСОФЫ
(шесть сонетов)
БЭКОН
Удачливый придворный карьерист
Имел резон считать, что знанье - сила.
Британия над миром восходила,
А истинный британец - оптимист,
Эмпирик трезвый, материалист -
Таким его природа сотворила.
Мысль Бэкона бесстрашно уличила
Химеры духа - ум его был чист,
Как чистая доска. Он свято верил
(Увериться желал, по крайней мере),
Что мир - всего лишь сложный механизм.
Индукции здесь явно было мало,
И доказательств тоже нехватало -
Зато торжествовал матерьялизм!
ГОББС
Соединив британский эмпиризм
С картезианским рационализмом,
Гоббс увенчал всё это атеизмом
И тем упрочил материализм.
Он первым понял, что социализм
Соединит гигантским механизмом
Всё общество, поскольку эгоизмом
Людей руководит детерминизм.
Идеи замечательные эти
Теперь уже известны всей планете -
И, видит Бог, не Гоббс тому виной.
Он долго жил, переводил Гомера,
И, твёрдо веря, что душа - химера,
Без страха в вечный отошёл покой.
ЛОКК
У Локка эмпиризм достиг расцвета.
Идей врождённых нет - так учит Локк.
Философ выступал как педагог
И моралист. Разменная монета
Ходячих истин в логику одета,
И номинально допустим и Бог -
Как общее понятье; вот итог
Филистерства, нашедшего свой метод.
А, впрочем, этот Локк был славный малый.
Умеренность его вошла в анналы.
Он не фанатик - добрый либерал.
Терпимость англичан, их здравый смысл
Удачно воплотились в Локка мысль -
Он, в сущности, достиг, чего желал.
БЕРКЛИ
Епископ Беркли спорил с атеизмом,
Но, впрочем, был большой оригинал,
Поскольку веру в Бога защищал,
Связав номинализм с сенсуализмом.
Мир дан нам в чувствах - через эту призму
Наш разум ощущения связал
И позже их объектами назвал,
Удобным соблазнившись реализмом.
Итак, весь мир есть комплекс ощущений,
А знание есть комплекс отношений
Меж ними - и не более того.
Причина наших ощущений - в Боге,
И вот что получается в итоге:
Мир, в общем, состоит из ничего.
ДАВИД ЮМ
Шотландия нам подарила Юма.
Британской философии Давид,
Он был уверен в том, что индивид -
Исток познанья и его же сумма.
Он в берклианство внёс английский юмор,
Придав ему весьма удобный вид.
Юм на любое мненье говорит:
По-своему вы вправе это думать.
Он доказал, в конце концов, одно:
Ни разуму, ни чувству не дано
Обосновать познанье достоверно.
По-моему, такой агностицизм
Удачно выражает афоризм:
«Я в это верю - значит, это верно».
СПЕНСЕР
В отрочестве я Спенсера постиг
Так, как его представил Мартин Иден.
Мне и сейчас не Спенсер - Мартин виден:
Борьба за жизнь - любовь - последний миг…
Но я закрыл мальчишеский дневник.
Увы, он не романтик, а, к обиде,
Позитивист. Он видит в индивиде
Ступень прогресса - вечной Силы лик.
Прямой наследник Бентама и Милля,
Он прогрессист умеренного стиля
И, в сущности, почтенный дарвинист.
Хоть тайна бытия непостижима,
Она путём прогресса достижима -
Так учит нас британский оптимист.
Октябрь 1982 г.
|