На правах рекламы:

https://b2bconsult.ua/ru/consultations

Литературно-художественный альманах

Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.

"Слово к читателю" Выпуск первый, 2005г.


 

 Выпуск седьмой

 Рецензиии

Радуйся любой статье о себе, если только она не в траурной рамке.

Брендан Бихан

Марианна Фаликова

«СТРАНЕ МОЕЙ ПОРА ЛЕЧИТЬСЯ…»

(о сборниках стихотворений Зои Сосниной)

Передо мной две книги Зои Ивановны Сосниной. Второй день читаю, и испытываю полное созвучие с душевным настроем автора.

Разве не знаю и я, да и многие, что «глубинка» как была в тени, так и осталась. Так что призыв Сосниной («Истоки»): «Как родниковые потоки, / Что чудом бьют из-под земли, / Талантов чистые истоки / …Ты им внемли» не голословен.

Коварное слово – «Провинция». Коварное и обманчивое.

Известно, история делается в столицах. А кипит, хоть и потаённо, – Глубинка. Отсюда глубоко гражданственные стихи Сосниной. Ведь все мы, в 2000-е, знали: «Стране моей пора лечиться. / Россия тяжело больна».

В Провинции не бывает, или почти не бывает, протестных выступлений, но разве же и здесь не шептали в тревоге: «Народ идёт ко дну!».

И разве все мы, провинциалы, не перестаём удивляться, доколе же кичиться Тютчевским «Умом Россию не понять…» – потому что надо бы – именно умом!

Соснина как бы продолжает тютчевские строки: «У нас особенная стать. / Вокруг враги, одни мы – люди». А между тем, утверждает автор, в иных краях: «Там государство – для людей. / …А мы живём лишь для идей. / Кто против них – враги народу. / Живёт Европа без войны. / Через границы ходит в гости. / России верные сыны / Мир обретают на погосте. / Приватизировав страну, / Остались прежние при власти. / Ну, а народ – идёт ко дну. / И верит. В призрачное счастье».

И есть ли в стране семья, где не хранится заветное «письмо из прошлого», в котором: «Синие строки / Размыты слезами. / …Краткие строчки / Как пули в висок. / Жуткое прошлое. / Страшная драма. / “Родина. Родина неблагодарна”».

Без зла, без «праведного гнева», – лишь с любовью и родственной печалью задаётся вопросом Соснина («На смерть поэтов»): «О, Русь моя, ты мачеха иль Мать?! / Доколе гении твои в загоне, / Зачем у них дыханье отнимать? / Доколе власть бездарная – в законе?!».

Кто вместо гениев? Герой нашего времени. Так называемый прагматик («Кто он?»): «Скажу о нём: он вороватый. / Ещё добавлю: нагловатый… / С начальством часто трусоватый, / А потому и подловатый».

Но как же часто, однако, «слепой ведёт слепого»! И отдалённая от просвещённых столиц Провинция «Пойдёт бездумно за любым / С мечтой неясною, как дым».

В книге Сосниной есть раздел – «Против течения». Но ведь она вся – против царящего разгула антикультуры. Её возмущает, что на экранах под фонограмму – «слов ничтожность, антигаммы». Её удушают «секса судороги». «Полуголые, убогие / Машут гривой наркоманы» на телеэкранах, тогда как «…книг, увы, / Россия не читает».

И потому недостроенный дом и высящийся над ним «безработный» кран тут же вызывают у поэтессы ассоциации с недостроенной Родиной: «Русь моя непутёвая страна, / Что ни шаг – то преграда, барьер, / Как лихая безумная тройка / Все дела – без разбега – в карьер». И зарешёченный проём недостроенного окна тут же отзывается в строке: «Русь похожа порой на острог»! И – размышление: «Ещё не близится рассвет / В стране и хаоса и лени, / Ещё совсем надежды нет… / Но мы бредём, умам не веря» («Непутёвая страна»).

Соснина сердцем прикипела к этой «непутёвой стране». Она ей прощает все недочёты, как любящий мирится со всеми недостатками горячо любимого человека. Иногда, впадая в отчаяние, просит: «Нет веры в миражи. / Отпусти меня, Русь, отпусти, / Душе стало тесно в твоей колыбели / …Красный призрак идёт за тобой. / Не напился он кровушки, видно». Но как бы ни было тяжко – от Родины не уйти, Соснина не сможет. А потому – «отпусти меня, Русь, отпусти», потому что «оторваться самой мне так трудно».

Стихи поэтессы, которые посвящены размышлениям о культуре, да и о самом стихосложении, проникнуты ясностью, искренностью и чистотой мысли.

Соснина – «спорит» с Ахматовой, отвечая на известные её строки: «Когда б вы знали, из какого сора / Растут стихи, не ведая стыда». На это Соснина отвечает: «Стихи текут из сердца, не из хлама. / Из нежной и восторженной души / Под куполом божественного Храма / Небесной очарованной тиши». А потому поэтесса уверенно заявляет: «Стихи мои не пасынки стыда. / Они – свидетели восторга или муки».

Её возмущает так называемый стиль «современного» стихосложения, не менее, чем «вихляние ног» в экранном безумии шоу: «Слог иного поэта подобен / Лабиринту глухих катакомб. / Темнотою укрытых колдобин, / Новизной упоённый апломб… / Ясность мысли не хаос словесный. / Простоты незавидная роль…».

Как пишет она сама? Вот её кредо: «…Не плету стихотворных кроссвордов, / Не петляю словесной тропой. / Словоблудию рифмы слепой / Предпочла ясных мыслей аккорды».

Она даже приводит некий образец «модного» стихотворного стиля («Пародия на “современный” стих»): «…Без слов речи / Ответить нечем. / …Свеча погасла. Гроб. / Собак вой. / Куда ты? Стой!».

Впрочем, сама о себе она считает, что не «опоздала» родиться, а, скорее, родилась «вперёд своего века». Потому что, конечно же, конвульсии любого начинающегося столетия в конце концов унимаются, и мир возвращается к потребностям и желаниям простым и добрым, как хлеб.

Может, потому Соснина и признаётся, как бы с некоторым стеснением: «Мои стихи, наверно, архаичны / И не ищу надуманных слов я. / Мои стихи, наверно, старомодны, / Ну кто в наш век про ландыши поёт? / Стих современный должен быть холодным / С надрывом, птицей, раненой в лёт».

Её стихи, множество стихов о любви. Без секса. Глубоко лиричны, а потому не могут быть «старомодны». Лирику ещё никто не отменял.

Её стихи о природе – прозрачны, акварельны. Скорее, отражение состояния души при виде сломленной веточки клёна – бесполезно сочится сок, – и веточке никогда больше не зардеть и не зазолотиться осенней листвой. Не так ли падает сражённый пулей юноша на далёкой чужой войне, а на нём обрывается цепь поколений…

Глубоко взволновало стихотворение «Крутой». Явно про нувориша, который обзавёлся дорогой породистой собакой и «обламывает» её, заставляя ползти. Долго, униженно, бесполезно, а она преданно и испуганно глядит на хозяина – знает, какой он в гневе – и молит о пощаде. Но поэтесса спешит по делам, садится в трамвай и долго мается, вспоминая собаку: «А как она спасти просила…».

Соснина – «вросла» в окружающий мир природы, она его чувствует, она синхронно с ним дышит, она удивляется его мудрым законам («Лесные законы»): «Загадочен мир леса – смешалось добро в нём и зло. / Здесь каждый, как жертва отмечен / И если он жив – повезло. / …Коварны лесные законы, / Но в них и достоинства есть. / Пред сильным не бьются поклоны. / Отсутствует лживость и лесть». И в самом деле, ведь лесные обитатели не придумывали ни бомб, ни снарядов, чтобы убивать ради убийства: «Зверьё не придумало ядов. / Здесь ценятся верность и честь». И совсем по-киплинговски завершаются эти стихи: «Смешны мне досужие толки / Про злые законы волков. / Я знаю, как пестуют волки / Своих (и не только) щенков…».

Вот такая она, своеобразная, «сама по себе», утвердительница добра и справедливости, «старомодная» Соснина.

Но на добро и чистоту души моды ещё не придумали. Такой, чтобы менялась согласно «историческому сезону». Эти категории – вечны. Им Соснина и служит.

Кемерово

Январь 2008г.