На правах рекламы: |
Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.
Выпуск седьмой
Рецензиии
Радуйся любой статье о себе, если только она не в траурной рамке.
Брендан Бихан
Марианна Фаликова
«СТРАНЕ МОЕЙ ПОРА ЛЕЧИТЬСЯ…»
(о сборниках стихотворений Зои Сосниной)
Передо мной две книги Зои Ивановны
Сосниной. Второй день читаю, и испытываю полное созвучие с душевным настроем
автора.
Разве не знаю и я, да и многие, что
«глубинка» как была в тени, так и осталась. Так что призыв Сосниной («Истоки»):
«Как родниковые потоки, / Что чудом бьют из-под земли, / Талантов чистые истоки
/ …Ты им внемли» не голословен.
Коварное слово – «Провинция».
Коварное и обманчивое.
Известно, история делается в
столицах. А кипит, хоть и потаённо, – Глубинка. Отсюда глубоко гражданственные
стихи Сосниной. Ведь все мы, в 2000-е, знали: «Стране моей пора лечиться. /
Россия тяжело больна».
В Провинции не бывает, или почти не
бывает, протестных выступлений, но разве же и здесь не шептали в тревоге:
«Народ идёт ко дну!».
И разве все мы, провинциалы, не
перестаём удивляться, доколе же кичиться Тютчевским «Умом Россию не понять…» –
потому что надо бы – именно умом!
Соснина как бы продолжает тютчевские
строки: «У нас особенная стать. / Вокруг враги, одни мы – люди». А между тем,
утверждает автор, в иных краях: «Там государство – для людей. / …А мы живём
лишь для идей. / Кто против них – враги народу. / Живёт Европа без войны. /
Через границы ходит в гости. / России верные сыны / Мир обретают на погосте. /
Приватизировав страну, / Остались прежние при власти. / Ну, а народ – идёт ко
дну. / И верит. В призрачное счастье».
И есть ли в стране семья, где не
хранится заветное «письмо из прошлого», в котором: «Синие строки / Размыты
слезами. / …Краткие строчки / Как пули в висок. / Жуткое прошлое. / Страшная
драма. / “Родина. Родина неблагодарна”».
Без зла, без «праведного гнева», –
лишь с любовью и родственной печалью задаётся вопросом Соснина («На смерть
поэтов»): «О, Русь моя, ты мачеха иль Мать?! / Доколе гении твои в загоне, / Зачем
у них дыханье отнимать? / Доколе власть бездарная – в законе?!».
Кто вместо гениев? Герой нашего времени. Так называемый прагматик («Кто он?»): «Скажу о нём: он вороватый. / Ещё добавлю: нагловатый… / С начальством часто трусоватый, / А потому и подловатый».
Но как же часто, однако, «слепой
ведёт слепого»! И отдалённая от просвещённых столиц Провинция «Пойдёт бездумно
за любым / С мечтой неясною, как дым».
В книге Сосниной есть раздел –
«Против течения». Но ведь она вся – против царящего разгула антикультуры. Её
возмущает, что на экранах под фонограмму – «слов ничтожность, антигаммы». Её
удушают «секса судороги». «Полуголые, убогие / Машут гривой наркоманы» на
телеэкранах, тогда как «…книг, увы, / Россия не читает».
И потому недостроенный дом и высящийся
над ним «безработный» кран тут же вызывают у поэтессы ассоциации с
недостроенной Родиной: «Русь моя непутёвая страна, / Что ни шаг – то преграда,
барьер, / Как лихая безумная тройка / Все дела – без разбега – в карьер». И
зарешёченный проём недостроенного окна тут же отзывается в строке: «Русь похожа
порой на острог»! И – размышление: «Ещё не близится рассвет / В стране и хаоса
и лени, / Ещё совсем надежды нет… / Но мы бредём, умам не веря» («Непутёвая
страна»).
Соснина сердцем прикипела к этой
«непутёвой стране». Она ей прощает все недочёты, как любящий мирится со всеми
недостатками горячо любимого человека. Иногда, впадая в отчаяние, просит: «Нет
веры в миражи. / Отпусти меня, Русь, отпусти, / Душе стало тесно в твоей
колыбели / …Красный призрак идёт за тобой. / Не напился он кровушки, видно». Но
как бы ни было тяжко – от Родины не уйти, Соснина не сможет. А потому –
«отпусти меня, Русь, отпусти», потому что «оторваться самой мне так трудно».
Стихи поэтессы, которые посвящены
размышлениям о культуре, да и о самом стихосложении, проникнуты ясностью,
искренностью и чистотой мысли.
Соснина – «спорит» с Ахматовой,
отвечая на известные её строки: «Когда б вы знали, из какого сора / Растут
стихи, не ведая стыда». На это Соснина отвечает: «Стихи текут из сердца, не из
хлама. / Из нежной и восторженной души / Под куполом божественного Храма /
Небесной очарованной тиши». А потому поэтесса уверенно заявляет: «Стихи мои не
пасынки стыда. / Они – свидетели восторга или муки».
Её возмущает так называемый стиль «современного» стихосложения, не менее, чем «вихляние ног» в экранном безумии шоу: «Слог иного поэта подобен / Лабиринту глухих катакомб. / Темнотою укрытых колдобин, / Новизной упоённый апломб… / Ясность мысли не хаос словесный. / Простоты незавидная роль…».
Как пишет она сама? Вот её кредо:
«…Не плету стихотворных кроссвордов, / Не петляю словесной тропой. /
Словоблудию рифмы слепой / Предпочла ясных мыслей аккорды».
Она даже приводит некий образец
«модного» стихотворного стиля («Пародия на “современный” стих»): «…Без слов
речи / Ответить нечем. / …Свеча погасла. Гроб. / Собак вой. / Куда ты? Стой!».
Впрочем, сама о себе она считает, что
не «опоздала» родиться, а, скорее, родилась «вперёд своего века». Потому что,
конечно же, конвульсии любого начинающегося столетия в конце концов унимаются,
и мир возвращается к потребностям и желаниям простым и добрым, как хлеб.
Может, потому Соснина и признаётся,
как бы с некоторым стеснением: «Мои стихи, наверно, архаичны / И не ищу
надуманных слов я. / Мои стихи, наверно, старомодны, / Ну кто в наш век про
ландыши поёт? / Стих современный должен быть холодным / С надрывом, птицей,
раненой в лёт».
Её стихи, множество стихов о любви.
Без секса. Глубоко лиричны, а потому не могут быть «старомодны». Лирику ещё
никто не отменял.
Её стихи о природе – прозрачны,
акварельны. Скорее, отражение состояния души при виде сломленной веточки клёна
– бесполезно сочится сок, – и веточке никогда больше не зардеть и не
зазолотиться осенней листвой. Не так ли падает сражённый пулей юноша на далёкой
чужой войне, а на нём обрывается цепь поколений…
Глубоко взволновало стихотворение
«Крутой». Явно про нувориша, который обзавёлся дорогой породистой собакой и
«обламывает» её, заставляя ползти. Долго, униженно, бесполезно, а она преданно
и испуганно глядит на хозяина – знает, какой он в гневе – и молит о пощаде. Но
поэтесса спешит по делам, садится в трамвай и долго мается, вспоминая собаку:
«А как она спасти просила…».
Соснина – «вросла» в окружающий мир
природы, она его чувствует, она синхронно с ним дышит, она удивляется его
мудрым законам («Лесные законы»): «Загадочен мир леса – смешалось добро в нём и
зло. / Здесь каждый, как жертва отмечен / И если он жив – повезло. / …Коварны
лесные законы, / Но в них и достоинства есть. / Пред сильным не бьются поклоны.
/ Отсутствует лживость и лесть». И в самом деле, ведь лесные обитатели не
придумывали ни бомб, ни снарядов, чтобы убивать ради убийства: «Зверьё не
придумало ядов. / Здесь ценятся верность и честь». И совсем по-киплинговски
завершаются эти стихи: «Смешны мне досужие толки / Про злые законы волков. / Я
знаю, как пестуют волки / Своих (и не только) щенков…».
Вот такая она, своеобразная, «сама по
себе», утвердительница добра и справедливости, «старомодная» Соснина.
Но на добро и чистоту души моды ещё
не придумали. Такой, чтобы менялась согласно «историческому сезону». Эти
категории – вечны. Им Соснина и служит.
Кемерово
Январь 2008г.
|