На правах рекламы:

Замена дверной ручки в квартире как заменить дверную ручку spas-ektb.ru.

Литературно-художественный альманах

Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.

"Слово к читателю" Выпуск первый, 2005г.


 

 Выпуск седьмой

 Сибирь - Казахстан

Ногами человек должен врасти в землю своей родины, но глаза его пусть обозревают весь мир.

Джордж Сантаяна

Нурдаулет Акыш[1]

СЕКРЕТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Творчество писателя не ограничивается только художественным изображением действительности. Важной особенностью его творческой лаборатории является подготовительная работа, которая часто переакцентирует замысел, изменяет художественное построение произведения.

Теперь накопленный, созревший изнутри материал для будущего произведения должен быть записан на бумаге. Известно, что творческий процесс с древнейших времен считался сложным психологическим действом, в котором качество произведения определяется не только талантом автора, его внутренней энергией, но и организацией его творческого труда. Здесь следует отметить не только выбор картин жизни, положенных в основу сюжета и повествовательных средств, но и распорядок дня писателя, вопросы экономии времени. Важно учитывать изменчивость ситуации, состояние здоровья, режим сна, отдыха, питания и другие условия жизни. Влияют на творчество бытовые проблемы, препятствующие движению творческого процесса. Причиной задержки работы могут быть и окружающие близкие или случайные люди со своими настроениями и эмоциями, влияющими на чувства и ощущения писателя.

Проблема творчества писателя наиболее глубоко рассматривается в произведении М. Магауина «Я». Писатель на примере собственной творческой лаборатории в неторопливой манере раскрывает процесс творчества, сбор, систематизацию и обработку материалов, неоднократные записи и редакции текста на определённом формате бумаги. Этап единой творческой работы включает вопросы создания условий труда, наличие бумаги, ручек, книг и т.п.

В творческой лаборатории писателя определяющим элементом является рабочее время: начало и завершение работы. В книге описываются, казалось бы, незначительные детали, тем не менее, затягивающие работу на длительное время. Признаки, из которых выстраивается творческая работа писателя, следующие: это процесс взаимодействия с окружающими людьми, их включённость в деятельность писателя; вопросы творчества писателя, его социального опыта, мировоззрение. Подобные аспекты творчества, естественно, не могут не заинтересовать читателя. Однако встаёт вопрос и о том, нужно ли и зачем писателю раскрывать свою творческую лабораторию, показывать, что движет его интеллектуальным поиском и что ограничивает его творческую деятельность. Решение этих вопросов часто содержит информацию о биографии писателя, стиле его произведений, о смыслах его исканий, о творческих составляющих повествования. Значение имеет и толкование ситуаций, и их характеристика, способствующая появлению новых героев.

Между тем, многие воспоминания, дневниковые записи писателя, отражающие историю и историческую обстановку времени, новых людей, могут оказаться знаменательными. В значительной степени они прослеживают вехи творческого пути писателя, основные закономерности, темы и мотивы его произведений. Много из того, что изображает писатель, раскрывает основные явления в истории отечественный и мировой литературы, нередко обозначает новые парадигмы в культуре.

Информационная концепция произведения исходит из того, что важное место в ней принадлежит не только психологии самого писателя, который повествует о себе, поднимая тем самым свою самооценку. Раскрываемая в различных ракурсах творческая лаборатория способствует выработке научного и творческого подхода к явлениям, осмыслению накопленного материала. Есть и глубокие внутренние причины, лежащие в основе произведения, делающие его учебником творческого труда для начинающих писателей. Автор шаг за шагом описывает эпизоды и факты своей творческой жизни.

На протяжении 40 лет писательской деятельности М. Магауин придерживался творческого подхода, разрабатывал свою концепцию, подвигшую его на самоактуализацию и самосовершенствование.

Его первые произведения завоевали популярность как в литературной среде, так и у читателей. В них отчётливо проявился талант молодого писателя, глубоко поверившего в своё творческое будущее. С тех пор он стал вести записи о своих записных книжках, заметки о людях и событиях. Всё это обобщено в книге «Золотая тетрадь», раскрывающей разнообразную систематическую работу, осмысляющей труд писателя. Автор скрупулёзно прослеживает, как преломлялись явления и конфликты действительности, как материал порождал новые идеи и проблемы. Молодой писатель придает значение своему творчеству уже с самого его начала. Так, критик С. Шукурулы заметил: «Не отступая от своей веры, от своего “Я”, он упорно стремился к знанию, составлял план действий, высказывал сокровенные мысли и убеждения, что его “Золотая тетрадь” станет классикой».

М. Магауин представляет разносторонний материал, дающий представление о труде писателя. Он раскрывает психологию автора и факты творчества. В книге немало эпизодов, повествующих о создании тех или иных рассказов и повестей, их воздействии на читателей и критиков. Среди адресатов книги – его родственники, критики, издатели, представители литературной среды.

Если исходить из текста «Золотой тетради», то повествователь планировал написать 25 романов, 49 повестей, 134 рассказа. Когда он составлял план творческой работы, ему было 20 лет. Этим записям он придавал большое значение, так как усматривал в них установку будущее. При подведении итогов своей 34-летней творческой деятельности писатель сам анализирует сделанное за этот период. «С трудом выполнил только один из 5% плана», – вспоминает писатель. Несмотря на сетования автора, им сделано много из запланированного. «Когда я вновь возвратился к большой прозе, то открыл для себя новый режим работы. Встаю в 5.00 утра. Старшему сыну – 3 года, средний только начал ходить, младший – грудной. Трое сыновей спят. Рано проснувшаяся жена, уже прибранная, подогревает приготовленную с ночи еду, ставит чайник. В 5.30 или 5.40 сажусь за рабочий стол. И так до 8.30. Только начинаешь разогреваться в работе, как нужно идти на службу. Одно хорошо, что есть служебная машина. А не то пришлось бы пораньше отправляться на работу. Во многом запланированные на творчество два, три с половиной часа полностью не использовал». Различные обстоятельства выбивали из рамок установленного времени. В более зрелые годы, по мере возможности, он писал в разное время дня: «Самое большое время работы за день – 5 часов. По моим наблюдениям, пишу, в основном, по 4-5 часов с половиной. Если работа хорошо подвигается, то две книги заканчиваю за 27 месяцев, если делаю передышку, то – за 15 месяцев. Обычно работаю по 4 часа или по 4 часа 15 минут, дальше уже не выдерживаю: голова устаёт, пишешь, однако качество работы заметно снижается».

Автор говорит о «подробностях» творческой работы, о влиянии на неё повседневности. Из его размышлений и откровений видно, как нелёгок писательский труд, всегда индивидуальный и неповторимый для каждого. И каждый писатель по-своему использует каждый миг времени. Например, И.С. Тургенев писал, в основном, ночью, С. Муканов не придавал особого значения времени в планировании своей творческой работы.