Литературно-художественный альманах

Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.

"Слово к читателю" Выпуск первый, 2005г.


 

 Выпуск девятый

 Фестиваль сибирской песни

Музыка не имеет отечества; отечество её – вся вселенная.

Ф. Шопен

Анатолий Мохонько

«ПЕСНИ ЗЕМЛИ КУЗНЕЦКОЙ»

– так назывался прошедший недавно в Кузбассе, в сибирской глубинке, областной фестиваль-конкурс композиторов, посвящённый 65-летию образования Кемеровской области. В нём приняло участие свыше 65 авторов. Чем порадовал фестиваль обитателей «глухой глуши»?

 

Анатолий Мохонько – заслуженный работник культуры России, профессор.

 

Конкурс был организован Департаментом культуры и национальной политики Кемеровский области и Кемеровским областным центром народного творчества и досуга, причём для проведения подобного значительного мероприятия требовалось заранее определить сроки отборочных туров на севере, в центре и на юге области. После завершения отборочных туров состоялся заключительный концерт победителей конкурса в здании Кемеровского областного центра народного творчества и досуга (ранее – Дворец культуры п/о «Азот»). Следует особо отметить организаторов, особенно директора Центра Наталью Орлову и заведующего сектора музыкального искусства Виктора Козлова, которые провели всю эту масштабную работу высоко организованно, с истинно творческим подъёмом. Конкурс удостоился хорошей прессы в областных и районных газетах. Все отделы культуры области активно участвовали в подготовке конкурса и сообщили о нём руководителям клубов и дворцов культуры. Творческим людям – музыкантам и поэтам – предложили участвовать в конкурсе персонально, причём оказывали действенную помощь в подготовке и показе творческих работ. Многие из приглашённых откликнулись и представили на конкурс свои работы.

К сожалению, не обошлось без «ложки дёгтя». Например, в Кемерове некоторые композиторы-любители так и не узнали об этом конкурсе, поскольку лишены были ясной и броской информации. Другие же, закончившие композиторский факультет консерватории, не принимали участие в конкурсе, по-видимому, сознательно, по иным каким-либо причинам, о чём приходится лишь сожалеть.

В жюри были приглашены руководители композиторской и почему-то всего лишь одной из трёх существующих ныне в области писательских организаций, а также видные музыканты: из Ленинска-Кузнецкого Игорь Другов, как представитель Союза композиторов Кузбасса, из столицы страны прибыл известный кузбасский, а ныне московский поэт Николай Чирков, из Красноярска – Александр Кузнецов – председатель Союза местных композиторов-песенников, а также работники департамента культуры и национальной политики. Возглавил жюри заслуженный работник культуры РФ, член Союза композиторов России Владимир Пипекин. Жюри пришлось немало потрудиться: было прослушано более 130 песен (каждый автор имел право представить на конкурс по два произведения).

Первый отборочный тур прошёл в Мариинске, что на севере области, потом – на юге, в живописном месте, в рабочем посёлке Кузедееве, а последний тур состоялся в столице Кузбасса. Руководителям Дворцов культуры области действенно помогали начальники управлений культуры. А в Новокузнецком районе на открытие конкурса приехал и глава района, который вручил всем участникам, членам жюри и представителям центра сувениры, в память о прошедшем событии. Такое внимание и сердечность особо порадовали присутствующих. После предварительных прослушиваний жюри внимательно и доброжелательно порекомендовало произведения на заключительный концерт, причём всем участникам давало полезные советы, приводило замечания по некоторым песням и по их исполнению.

Таким образом, в конкурсе приняли участие и начинающие авторы и те композиторы, которые уже ранее обратили на себя внимание музыкальной общественности Кузбасса. Из общего списка жюри отобрало 25 номеров, потом, уже по сюжету концерта, было выделено 20 номеров на 2 часа времени. И хотя само название конкурса включало довольно широкий тематический диапазон и предопределяло тематику и жанровые направления сочинений, однако многие участники восприняли их слишком однопланово. В большинстве песен – прославление шахтёрского труда и шахтёрских городов, гражданственность, пафос трудовых будней. И вот такой репрезентативной колонной фестиваль шествовал по Кузбассу с севера до юга. С одной стороны, это может быть и неплохо, а с другой – однообразие утомляло, и удивительно, что никак не были выявлены другие аспекты разнообразной и богатой событиями жизни Кузбасса.

Большинство песен сопровождены были оркестрами или ансамблями народных инструментов разного состава. В них звучали баяны, балалайки, домбры, контрабасы, ударные. Уровень исполнения был довольно высокий, можно сказать, профессиональный, игра отличалась слитностью звучания, хорошей сыгранностью, тонкостью нюансировки. Ансамбли помогали солистам в передаче характера песни, а иногда происходил своеобразный диалог ансамбля с солистом, что позволяло разнообразить исполнительскую палитру песни.

Народное хоровое творчество на концертах, фестивалях и конкурсах в Кузбассе представлено всегда весьма широко и разнообразно. Народный коллектив – хор русской песни Дома культуры им. Ленина г. Тайга представил величальную своей малой родине – «Кузбасс, мой край любимый» руководителя хора В. Стифутина на слова Ф. Завьялова. Зал был просто заворожен замечательным исполнением песни. Звонкоголосость исполнения подчеркнула музыкальную гармонию песни.

Хочется выделить «Песню о Новокузнецком районе» Г. Мухина на слова О. Вострецовой, которую исполнил народный коллектив, вокальный ансамбль «Сосновские девчата» (руководитель И. Павлов) в сопровождении муниципального оркестра русских народных инструментов «Сельские зори» (руководитель – заслуженный работник культуры РФ Г. Мухин) районного Дома культуры с. Сосновка Новокузнецкого района. Это профессиональный многоголосный коллектив – лауреат многих конкурсов, причём песня любительских авторов – это истинно чистый и светлый родник. Она очень популярна в районе, передаётся от родителей к детям, от сердца к сердцу, от семьи к семье. Её поют дома, в школе, на гулянье, хором, она своей красотой объединяет души, влечёт юные сердца.

Южная столица Кузбасса – Новокузнецк был представлен известными и старейшими педагогами Новокузнецкого музыкального училища А. Ляпиным и А. Александровым. Первый из них исполнил на слова И. Агафонова торжественную песню «Ветераны КМК». В такой же торжественной тональности прозвучала песня А. Александрова и И. Агафонова «Шахтёры Кузбасса». В Новокузнецке жюри прослушало муниципальный академический хор под управлением С. Липового, выступивший с казачьей и духовной тематикой местного композитора С. Толстокулакова. Если в казачьей песне царил дух вольницы, задора и удальства, то в духовной – специфика хорового звучания проявлялась чрезвычайно многообразно: пение унисонное и октавное, многоголосное, полифоническое и аккордово-гармоническое. Любая из этих исполнительских форм отличалась своей особенностью, но и множеством сложностей, которые новокузнечане успешно преодолели. К сожалению, на заключительный концерт хор не приехал, так как у него ранее был запланирован другой ответственный концерт. А вот новых, молодых композиторов город не представил.

Из монументальных сочинений следует отметить «Оду» заслуженного работника культуры РФ Т. Трегубовой, руководителя народного коллектива, многочисленного (35 женщин и 20 мужчин) академического хора клуба «Шахтёр» города Киселёвска. Хор сопровождал муниципальный оркестр русских народных инструментов города (руководитель С. Гранкин). Группа детской музыкальной школы №16 Киселёвска с оркестром исполнила песню Г. Галицина «Мой город шахтёрский». А дирижировал (не хочу показаться нескромным!) мой бывший ученик по Прокопьевскому музыкальному училищу, а ныне начальник управления культуры Киселёвска Виктор Алиференко. У Виктора Максимовича административная жилка успешно сочетается с творческой деятельностью, что и ему самому приносит большое удовлетворение, и любительским коллективам города, которым всегда легче решить свои творческие проблемы с подобным начальником.

К сожалению, приходится констатировать, и читатель это уже почувствовал – на конкурсе почти не звучала лирика, мало было представлено шуток, частушек, чем всегда славился наш край. Такие песни должны переходить из поколения в поколение – через все слои общества, и через время нести в себе образ своего творца – вечно живого народа. Вспомним «Подмосковные вечера», «Песню о Катюше», «Валенки», «Дружбу», «Амурские волны» или «День Победы»… Отсутствие в представленных сочинениях жизненного материала подобного калибра, несомненно, обеднило конкурс. Также мало было показано и детского репертуара.

Собственно, и инструментальная музыка тоже была слабо представлена. Самый интересный номер показал преподаватель Кемеровского университета культуры и искусств А. Феденёв. Музыка его пьесы «Любимый край» (солист В. Липчанский) написана довольно профессионально, хорошо продумана. Работа композитора отличается скрупулёзностью, отделкой тончайших деталей и нюансов, правильным голосоведением, удобным для исполнения аппликатурой. А. Феденёв представляет свою инструментальную музыку на многих фестивалях и конкурсах. Он долго ищет, сомневается, – что называется, «творит в муках», – и лишь после того, как убедится в правильности принятого решения, выносит свою работу на суд зрителей. А. Феденёв руководит инструментальным ансамблем на хореографической кафедре Кемеровского университета культуры и искусств. Этот ансамбль позволяет автору оценить свою работу, нередко что-то изменить, исправить, что-то убрать, а что-то добавить.

На заключительном концерте зал Дворца был заполнен до отказа, на нём присутствовали не только кемеровчане. Подчеркнем ещё одну немаловажную деталь – если в первом конкурсе «Кузбасс – моя необходимость» участвовали и Губернаторский симфонический оркестр, и Кемеровский муниципальный оркестр русских народных инструментов, и хореографический коллектив, и народные, и академические хоры, то на этом конкурсе всё было намного скромнее.

– Член жюри красноярец Александр Кузнецов, – сказал председатель жюри конкурса Владимир Пипекин, – предложил организовать всесибирский композиторский конкурс песни. Я думаю, наши коллективы откликнутся на это предложение и поедут в Красноярск в апреле этого года. Чем чаще композитор участвует в конкурсах, тем продуктивнее его работа, оттачивается композиторское мастерство, появляется разнохарактерность. Именно таким образом мы сможем вырастить в Кузбассе новых членов Союза композиторов России. В Красноярске композиторские конкурсы проходят каждый год, у нас, к сожалению, – нет.

Из 25-ти номеров жюри выбрало три самые лучшие номера. Песня Александра Александрова «Шахтёры Кузбасса», Владимира Крайнева «Кемеровчаночка» на слова Николая Чиркова и песня Е. Потапова «Родному Кузбассу» в сопровождении муниципального эстрадного оркестра г. Белово. Эти действительно достойные сочинения дадут фору многим столичным «хитам».

Песни были озвучены на местном радио. Всего один или два раза…. Хотя в Кемерове есть кроме ГТРК и «ФМ-Кузбасс» и другие радиостанции. Сама система наших СМИ построена так, что происходит лишь первичный и единичный показ произведений местных авторов, по случаю какого-нибудь проведённого мероприятия. А далее весь материал пылиться на полках. Хотелось всё же, чтобы лучшие сочинения и песни чаще звучали на местном телевидении и радио. Ведь это будет большой поддержкой нашим творческим людям. Их песни будут воспитывать молодёжь в любви к своей Родине и своему краю. Также необходимо на радио и телевидении предоставить возможность нашим местным авторам выступать в эфире. Должна быть создана рубрика «Слово молодым поэтам, композиторам» или «Песни кузбассовцев о родном крае». Пользуясь случаем, хочу обратиться к руководителям департамента культуры, радио и телевидения – надо дать дорогу молодым талантам земли Кузнецкой. Надо заниматься пропагандой самобытных авторов-земляков. Ведь сегодня СМИ идут давно проторенной дорогой – крутят песни Пугачёвой, Киркорова, Леонтьева… Это, конечно, беспроигрышно, да и рейтинг этих артистов высок, выше наших исполнителей.

Да, мы проводим композиторские конкурсы, но настоящей отдачи от них нет. Об этом следует подумать управлениям культуры и департаменту культуры и национальной политики. Надо искать выход. Необходимо делать хорошие, качественные записи работ наших авторов и пропагандировать их по Кузбассу. Хорошо бы на следующий конкурс пригласить маститого композитора-песенника, – он бы дал профессиональную оценку творческим работам, что так необходимо нашим авторам.

Хочется заметить, что в наших музыкальных школах, областных училищах, практически нигде не преподаётся композиция. Вскоре мы хотим зарегистрировать Союз композиторов Кузбасса, разделив его как бы на две части. Одна часть – музыканты с высшим музыкальным образованием, уже имеющие успешные творческие работы, а вторая – начинающие авторы, которым будет оказана всемерная методическая помощь. Сейчас для творчества музыкантов и композиторов есть свой дом – Дворец культуры ГУК Кемеровского областного центра народного творчества и досуга. Теперь, наконец, есть помещение, где можно проводить концерты, семинары, диспуты, мастер-классы. Нужны и люди, которые могли бы профессионально писать о творческих работах кузбасских композиторов, их музыке, проблемах, планах; нужны и теоретики, которые бы могли править работы начинающих авторов. И члены жюри тоже должны показывать свои работы – что ты сам умеешь делать, чего стоишь! Такое направление весьма плодотворно, это доказано, так как оно уже повсеместно используется на конкурсах различных уровней.

От составителей

Опубликованный выше материал заслуженного работника культуры РФ, профессора Анатолия Мохонько вызвал живой отклик со стороны членов Союза российских писателей, проживающих на территории Кузбасса. Как сообщила нам член СРП, поэтесса, постоянный автор «Голосов Сибири» Зоя Соснина, стихи которой положены на музыку композитором Николаем Гусевым и озвучены самобытной певицей, уникальным голосом Сибири Тамарой Хмиловской (о чём подробнее см. предыдущий выпуск альманаха), организаторы конкурса недостаточно позаботились о том, чтобы о нём вовремя узнали в Союзе российских писателей и потенциальные участники, вроде Гусева или Хмиловской, работающие в тесном контакте с Сосниной. А узнавшему о конкурсе, что называется, в последний момент Н. Гусеву не хватило личных сбережений из скромной пенсии, чтобы купить билеты до Мариинска, где проводился первый отборочный тур. Будем надеяться, что организаторы следующего конкурса не оставят без внимания пожелания, высказанные в статье профессора А. Мохонько, а также наши скромные замечания.