Литературно-художественный альманах

Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.

"Слово к читателю" Выпуск первый, 2005г.


 

Выпуск четвёртый

Слово к читателю

Всякое слово где-нибудь да оказывается подходящим

Квинтилиан

Содружество «ГС» с сибиряками крепнет, проект набирает силу», – так писали мы, заканчивая Слово к читателю предыдущего номера. Минуло почти полгода – наш небольшой творческий кружок, костяком которого выступает Омское отделение Союза российских писателей, пополнился авторами из Америки и Казахстана, традиционно и долголетне связанными с Сибирью. Нам особенно приятно, что именно казахстанские журналы «Простор» (литературно-художественное издание, основанное в 1933 году), «Книголюб» и «Евразия» поддержали выход первого номера «ГС» развернутыми рецензиями, равно и то, что на недавнем международном форуме «Евразия» в Астане было сделано отдельное сообщение, посвященное нашему скромному проекту.

Ныне модная тема «евразийского» единства для сибиряков – отнюдь не пустой звук. Культурная среда Сибири и Казахстана, других республик бывшего Союза, всегда отличалась глубокими взаимопроникающими связями. В России проживает немало писателей-выходцев из Алматы, а в самом Казахстане публикуется значительное количество русскоязычных газет и журналов, поднимающих вопросы двухсторонних культурных обменов. Трудно переоценить вклад таких крупных исследовательских центров, как казахстанский институт языка и литературы имени М.О. Ауэзова, семипалатинский Дом Достоевского, и многих других, в изучение истории и словесности Сибири и России. Например, тему «Достоевский и Сибирь» невозможно изучать вне ее семипалатинской составляющей.

Все это как нельзя лучше объясняет, почему «Голоса Сибири» придают такое значение «интернациональной» проблематике. Так, в этом номере читатель обнаружит первые главы нового исследования известного ученого и литератора из Алматы Светланы Ананьевой, посвященного Достоевскому, равно и особую рубрику «Сибирь – Казахстан» с фантасмагорическим циклом «Песни песков», построенном сибирским автором на основе казахского фольклора, а также воспоминания о Карлаге, принадлежащие перу учредителя и основателя казахстанского Сорос-клуба Михаила Шмулева.

На этот раз «Голоса» уделяют особое внимание традиционной рубрике «Лев Толстой и Сибирь». И дело не только в том, что в 2006г. отмечается 75-летие сибирской коммуны друзей и последователей Льва Толстого «Жизнь и труд» – ее значительная часть была репрессирована в 30-е годы (см. материалы Бориса Гросбейна, «ГС» №№1 и 3). Совсем недавно потомки коммунаров, собравшиеся на слет в Кузбассе, приняли обращение в Министерство культуры с просьбой посодействовать созданию мемориального музея имени Толстого в наших краях, о чём читаем в статье Марины Борисовой. Школьный музей, посвященный толстовцам, успешно действует в стенах новокузнецкой гимназии №10, однако не в состоянии обеспечить должную сохранность бесценных экспонатов, часть коих по сию пору находится на руках у потомков – документы и вещи ветшают, требуют срочной реставрации. Затерялась переписка коммунаров с Роменом Ролланом и Анатолем Франсом (дали на руки некоему московскому литератору, и теперь не могут найти), пропала кофта, принадлежавшая лично Льву Толстому (для сравнения: на недавно прошедшей в Японии выставке носки Льва Толстого были застрахованы на сумму 1,2 миллиона долларов).

Оживленный интерес к теме «Друзья и последователи Толстого в Сибири» проявляют исследователи Японии. На наш взгляд, заслуживает всяческого внимания предложение японской стороны о покупке документального архива толстовцев. Потомки уходят, бумаги и вещи исчезают и «теряют вид». Если в Сибири нет условий для хранения документов в специализированном музее, идеей создания которого в наших палестинах пока еще, похоже, не вдохновились – пусть они сохранятся хоть в Японии! Мы же, публикуя сегодня очередную часть названных документов, равно и упомянутое Обращение потомков, в соответствующей рубрике, надеемся на помощь и моральную поддержку Государственного литературного музея имени Л.Н. Толстого (Москва, Пречистенка) и его директора Виталия Борисовича Ремизова - тем более, что контакты Сибири с Ясной Поляной были весьма оживлёнными вплоть до 50-60гг. прошлого века благодаря последнему секретарю великого писателя, Валентину Булгакову - сибиряку по рождению и привязанности души.

В разделе рецензий – отклики на рассказы Светланы Василенко и новую книгу Александра Лейфера, равно и на нашумевший бестселлер Дэна Брауна «Код да Винчи», который, как и его экранизация, вызвавшая бурную реакцию, с точки зрения рецензента, представляет сугубо детективный интерес. Бесценный смысл «Кода да Винчи», едва проглядывающий за погонями и стрельбой, давно известный на академическом уровне и отчасти затронутый в «Апокрифической повести» (опубликованной в «ГС» №3), заслуживает куда более пристального и философического прочтения. Тем не менее, заслуга произведения Дэна Брауна в том, что ему удалось привлечь внимание широкого читателя и зрителя – пусть даже с помощью «детективности» – к теме столь глубокой, что она способна во многом изменить ментальность всего человечества.

В разделе «Цветы усопшим» – разноречивые отзывы на статью Романа Солнцева во всероссийском журнале для семейного чтения «День и ночь» (Красноярск), отчасти посвященную прокатившейся недавно по Сибири волне самоубийств поэтов. Что поделать – иные нарушают правила вежливости, явившись к Господу без приглашения. Погибают при попытке бегства от самих себя. Склонность к неумеренному винопитию, творческая импотенция, нищета, потеря нравственных ориентиров, ксенофобия и прочие нездоровые настроения в писательской среде приводят к трагическому исходу. Весьма нашумевшие случаи зафиксированы в Кемерове (очевидно, для того, чтобы жить, перефразируя Антуана де Ривароля, здесь нужны более веские основания, чем для того, чтобы умереть). Но даже харакири, которое в состоянии глубокой депрессии совершил поэт Владимир Ширяев, не подвигло местных литераторов хоть словом обмолвиться о причинах такого явления на недавно прошедшем здесь Всекузбасском съезде писателей (составителей «Голосов Сибири» почему-то туда не пригласили).

Череду огорчительных известий продолжают сообщения информагенств о грядущем восстановлении пантеона Сталину в Красноярском крае. Напомним: именно в красноярских застенках погиб потомок славного рода, литератор Дмитрий Тизенгаузен (подробнее см. «ГС» №№1-3) и тысячи его современников. Удивительно, что создание мемориального музея друзей и последователей Льва Толстого в Сибири, значительная часть коих, как уже сказано, была репрессирована, вполне может превратиться в неразрешимую проблему, тогда как идея упомянутого «пантеона», похоже, находит немало сторонников (о некоторых особенностях расстрельной политики несветлой памяти поры см. приведенное ниже специальное исследование историка Алексея Теплякова).

Приводим в этом номере также монолог Анатолия Наймана, записанный корреспондентом кемеровской «Нашей газеты» Леной Суриковой. Член французского Пен-клуба, одареннейший литератор и переводчик с нескольких языков – и прежде всего поэт, даже когда пишет прозой, он имел счастье родиться в семье одного из последних колонистов-толстовцев в селе Тайнинке под Москвой и, соответственно, перенять многие взгляды отца. И еще он имел счастье быть литературным секретарем Анны Андреевны Ахматовой. Равно посчастливилось ему быть другом Иосифа Бродского. У счастливых людей – особый способ мышления. Им свойственна внутренняя свобода до конца дней, она же – «чувство собственного достоинства», о котором – приведенный монолог.

По мнению Наймана, появление больших литературных талантов, «помимо одаренности, которая зависит от того, на кого Бог покажет, зависит от среды, от эпохи, и зависит от того, насколько они изменяли или не изменяли своей совести», и с этим нельзя не согласиться.

г. Кемерово,

Июнь 2006г.